Ограничения для неэкологичного транспорта в городах: цели, реализация, контроль экологического класса

Транспорт 31 января 2019 4
Ограничения для неэкологичного транспорта в городах: цели, реализация, контроль экологического класса

На фото:Вечерняя Москва.

Регулирование доступа транспортных средств к городской транспортной инфраструктуре — это один из самых эффективных механизмов повышения качества жизни населения в городах. Действительно, около 90% загрязняющих веществ, находящихся в атмосфере современного города, являются выбросами от автомобильного транспорта.

Кроме того, на качество жизни горожан, кроме состояния атмосферы, оказывает влияние еще и шумовое загрязнение, вибрационное, электромагнитное и другие параметрические загрязнения среды обитания. И большинство из этих параметрических загрязнений находится в прямой зависимости от типа транспортного средства, экологического класса и года его выпуска.

Экологический класс автомобиля

Чем более новое и современное транспортное средство, тем, как правило, меньше негативного воздействия оказывает такой автомобиль на окружающую среду. Самым простым и очевидным средством сохранения окружающей среды в городах является контроль допуска автомобилей на улично-дорожную сеть, обладающих энергетической установкой разных экологических классов. Чем ниже экологический класс автомобиля, тем больше загрязняющих веществ в единицу времени (граммов в секунду) и в объеме отработавших газов выбрасывает данный автомобиль в атмосферу. И чем выше экологический класс транспортного средства, тем безопаснее такой автомобиль для человека и окружающей среды. Ведь и так, плата за загрязнение окружающей среды, к которой ведет деятельность человека, будет слишком велика.

Как узнать экологический класс транспортного средства?

Таблица определения экологического класса автомобиля

Новые поправки к ПДД и возможность их реализации

Соответствие автомобиля экологическим классам по году выпуска и стране происхождения

С этих позиций российскому законодателю можно идти по пути многих развитых европейских стран, где в отдельных странах вообще запрещен въезд, регистрация и эксплуатация авто с экологическим классом ниже определенного уровня. Таким образом, законодательство данной страны решает проблему качества жизни населения довольно кардинальным способом. Очевидно, что для России с ее огромными территориями и существенной неравномерностью плотности населения, распределённого по территории страны, такой подход неприемлем. Нет никаких объективных ограничений в эксплуатации автомобилей с низким экологическим классом в местах низкой плотности населения, загородных территориях, тем более, на значительных территориях центральной, западной и восточной Сибири.

Вместе с тем, в российских крупных и крупнейших городах состояние загрязнения атмосферы выбросами автомобильного транспорта достигает критических значений, существенно влияющих на качество жизни и здоровья населения. Поэтому вполне оправданными выглядят меры по запрету эксплуатации и доступа к транспортной инфраструктуре транспортным средствам с низким экологическим классом.

Меры по снижению загрязнений от транспортных средств

В настоящий момент для принятия таких решений подготовлено законодательство, разработаны соответствующие дорожные знаки, предупреждающие водителей, также принят закон об организации дорожного движения, дающий владельцам автомобильных дорог, органам региональной и муниципальной власти право ограничивать движение транспортных средств на отдельных городских территориях.

Меры по снижению загрязнений от транспортных средств

Однако, применять данные инструменты нужно с особой осторожностью, правильно и четко обозначив цели таких мероприятий, а также инструменты их реализации. Например, можно ограничить регистрацию транспортных средств в тех или иных городах, на тех или иных территориях, можно ограничить въезд на те или иные городские территории автомобилей с низким экологическим классом. Можно запретить также и нахождение транспортных средств на тех или иных городских территориях, в том числе автомобилей, принадлежащих собственникам объектов недвижимости этих территорий, то есть резидентам этих территорий. И тут очень важно определиться с целевым показателем, для достижения которого применяются те или иные ограничительные меры. В первом приближении таких целей может быть две.

Первая — это попытка данными мероприятиями снизить общее количество эмиссии загрязняющих веществ в единицу времени (например, грамм в секунду) с отдельной территории или с отдельного элемента транспортной инфраструктуры (например, участка улично-дорожной сети).

Второй целью можно выбрать снижение конечного негативного воздействия на население города через уменьшение концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (граммов в одном кубическом метре воздуха), либо количество людей, находящихся в течение суток в зонах превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в воздухе. Выбрав в качестве критерия первый показатель, потребуются локальные исследования изменения эмиссии загрязняющих веществ вдоль основных магистралей, в частности, находящихся в жилых территориях, а также исследования связи этой эмиссии с другими параметрами движения транспортных потоков, такими как скорость, интенсивность движения и состав транспортного потока.

При этом существенные трудности могут возникнуть при назначении ограничительных мер на отдельные участки транспортной инфраструктуры. Другой подход заключается в оценке конечного состояния загрязнения атмосферы города по параметру количества загрязняющих веществ (граммов на кубический метр городского воздуха). Такой подход позволит оценить долговременное воздействие выбросов загрязняющих веществ на население, проживающее на отдельных городских территориях. Например, для города Москвы, очевидно, что предпочтителен второй подход, так как Москва имеет радиально-кольцевую структуру устройства городского пространства и улично-дорожной сети.

При этом очевидно, что долговременное негативное воздействие и наиболее критичные зоны высокой концентрации загрязняющих веществ будут находиться в центральном административном округе, а не в спальных районах и не на периферийных участках, на которых находятся магистрали с высокой интенсивностью движения. В первую очередь, такая ситуация обусловлена глобальными физическими процессами, происходящими в атмосфере города, такими как перенос воздушных масс в приземном слое, вертикальной конвекцией, а также другими особенностями накопления загрязняющих веществ в зоне пребывания людей. Наиболее очевидным мероприятием в таком случае я бы видел решение об ограничении въезда на территорию, к примеру, ограниченную Садовым кольцом, для автомобилей, имеющих энергетические установки меньше определенного уровня экологической безопасности (например, евро 2).

Кроме того, считал бы целесообразным распространить это правило и на резидентов, проживающих в центральном административном округе, в пределах Садового кольца. Что касается технологической готовности контроля за въездом на данную территорию различных автомобилей, то, конечно же, такой контроль должен осуществляться через систему распознавания регистрационных знаков и, соответственно, оценки того или иного автомобиля по его экологическому классу. Возможно, нормативное закрепление соответствия марки, модели и года выпуска транспортного средства с экологическим классом энергетической установки. Для большинства марок и моделей транспортных средств такое соответствие известно, либо его нетрудно установить.

В развитие данной меры возможно предложить целый комплекс регулирующих воздействий для доступа автомобилей на транспортную инфраструктуру города. Среди них могут быть ограничения на доступ транспорта различного назначения, ограничения на доступ автомобилей в разное время суток, в разные дни недели, а также связь системы доступа автомобилей к транспортной инфраструктуре с системой взимания платы за паркование транспортных средств.

Автор: Михаил Якимов, профессор МАДИ, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта.

Автор: Михаил Якимов, профессор МАДИ, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта.

Нравится
Ха-ха
Ого
Скучно
Грусть
Возмутительно
Не нравится
  • александр Норкин

    Транспорт во многих городах превратился в главную экологическую проблему. И ситуация только ухудшается, машин становится больше. 

  • Петр Иванов

    Давно пора принимать такой закон. К примеру, у нас в городке весь общественный транспорт ЛИАЗы — все дизеля на солярке. Так вот, проедет такой автобус — дышать нечем, воздух только освежится — второй едет. На улицу хоть не выходи. Заводы-изготовители тоже надо контролировать, чтобы выпускали экологичную продукцию.

  • Артем Малышев

    Думаю, что рано или поздно во всем мире начнут переходить на транспорт с электрическими двигателями, и это будет реальным фактором, который позволит значительно снизить загрязнение окружающей среды. Надеюсь, что наша страна будет двигаться в русле таких изменений, несмотря на то, что многим все же выгодно добывать нефть, а значит, поддерживать авто на традиционных двигателях внутреннего сгорания.

  • Tatiana Kotova

    Самое обидное, что опять пострадают люди с минимальными доходами, которые не могут себе позволить авто за 2+ миллиона. Воздух чище не станет, т.к. заводы и свалки коптят ,а промышленный транспорт далеко не экологически, но по документам соответствует.