Законны ли цифровые пропуска — ответ юриста

Редакция
Законны ли цифровые пропуска — ответ юриста
Никита Олегович Бикеев, юрист компании "Бугров и Партнеры"

Введение цифровых пропусков для выхода из дома — это законно?

В этой статье пойдет речь о теме, которая уже несколько недель вызывает неоднозначную реакцию граждан РФ — законность действий российских властей по введению системы цифровых пропусков для граждан на время действия режима повышенной готовности на примере Нижегородской области.

А проще говоря, законно ли то, что гражданин должен получать у государства пропуск каждый раз, когда выходит из дома, и при этом указывать свои персональные данные?

На вопросы редакции отвечает Никита Олегович Бикеев, юрист юридической компании «Бугров и Партнеры».

Ограничение права граждан на свободу передвижения

Законны ли действия властей по ограничению свободы передвижения граждан?

Единогласного мнения среди юристов нет, но мы в свой компании считаем, что законны. Объясню почему. Начнем с основного закона страны — Конституции РФ. В частях 2 и 3 статьи 55 Конституции РФ говорится о том, что В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Часть 3 статьи 56 Конституции РФ, в свою очередь, гласит, что не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации. А между тем, свобода передвижения гражданина установлена статьей 27 Конституции РФ.

Таким образом, свобода передвижения гражданина может быть ограничена законом, и это закреплено актом высшей юридической силы — Конституцией РФ.

Но Конституция – это очень абстрактные нормы, они носят максимально общий характер. А если говорить о конкретике, то подпункты «А», «А1» и «А2» пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает полномочия Правительства РФ по изданию во исполнение Конституции РФ, федерального законодательства и Указов Президента РФ постановлений и распоряжений в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера. Подпункт «А2» гласит о полномочии Правительства РФ на установление специальных правил поведения для граждан и организаций при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Эти обязательные правила поведения Правительство РФ установило в своем Постановлении № 417 от 02.04.2020. В этих правилах (пп. «Б» п.е) в том числе указана обязанность для граждан выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее — уполномоченные должностные лица).

Согласно подпунктам «А», «М», «У», «Ф» пункта 11 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» указано, что органы государственной власти субъектов РФ (например, Правительство Нижегородской области) вправе издавать нормативные акты в области защиты населения и территорий от ЧС регионального и межмуниципального характера, вводить режим повышенной готовности и устанавливать необходимые для соблюдения данного режима обязательные для граждан и организаций правила поведения.

К таким правилам поведения могут относиться, в том числе, ограничения свободы передвижения граждан с целью сохранения их жизни и здоровья, а также обязанность гражданина предъявить должностному лицу по его требованию удостоверение личности и документ, подтверждающие право гражданина не соблюдать ограничение свободы передвижения по тому или иному основанию (например, для похода в магазин или аптеку или для выхода на работу, если работа данной категории граждан разрешена в период режима повышенной готовности). К таким документам как раз относится цифровой пропуск.

Однако в связи с этим возникает вопрос: как вышеуказанные положения сочетаются по смыслу с п.п. «Д» п. 10 ст. 4.1 того же 68-ФЗ, где указано, что глава региона вправе, в том числе, осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия?

Ведь в статьях 10 и 11 указаны полномочия тех же органов исполнительной власти субъектов РФ (правительств регионов) и их руководителей на введение обязательных для граждан и организаций правил поведения, которые в сегодняшней ситуации непосредственно связаны с ограничением конституционной свободы передвижения граждан.

Скорее всего, эта коллизия в законе долгое время «спала», до тех пор, пока не случилась та самая ситуация, в которой необходимо отправить граждан на самоизоляцию, а вышеуказанное положение статьи 4.1 Федерального закона фактически запрещает это делать. Как тут не вспомнить известную поговорку российских военнослужащих «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

Цифровые пропуска — это законно?

Насколько законна процедура получения гражданином цифрового пропуска в части защиты персональных данных?

Мы считаем, процедура получения цифрового пропуска в настоящий момент, во всяком случае в Нижегородской области, соответствует требованиям Федерального закона «О персональных данных».

Почему? — опять же спросите вы.

Понятия «цифровой пропуск» в настоящий момент в законодательстве нет.

В пункте 6.6 Указа Губернатора Нижегородской области установлена обязанность граждан при уходе из дома (или из любого другого места, где гражданин находится на самоизоляции) необходимо оформить заявку на сервисе «Карта жителя Нижегородской области», размещенном на портале «nn-card.ru».

Гражданам, не имеющим в пользовании смартфонов, подачу заявок на перемещения вне места проживания (пребывания) осуществлять по многоканальному номеру телефона 8(800) 4444-112.

Лица, осуществляющие перемещения в сопровождении волонтёров, имеющих соответствующее подтверждение, полученное с использованием сервиса «Карта жителя Нижегородской области» (портал nn-card.ru), имеют право не оформлять заявку на выход за пределы места проживания (пребывания).

При установке вышеуказанного приложения на смартфон и оформлении заявки на выход из дома пользователь указывает свои персональные данные (в частности ФИО) и дает согласие на их обработку путем электронной цифровой подписи (ставит «галочку» под разделом «Согласие на обработку персональных данных»). И оператор, осуществляющий обработку персональных данных (в Нижегородской области это государственное автономное учреждение Нижегородской области «Центр координации проектов цифровой экономики»), несет ответственность за обработку персональных данных пользователей с соблюдением требований федерального закона.

Функционирует данное приложение на основании Постановления Правительства Нижегородской области № 1033 от 30.12.2019 «Об утверждении Положения о проекте «Карта жителя Нижегородской области». Изначально данное приложение разрабатывалось Правительством Нижегородской области для оказания государственных и муниципальных услуг населению. И вот теперь используется для направления гражданами заявок на выход из дома в период самоизоляции из-за эпидемии коронавируса.