Возможно ли в России экономическое чудо по примеру Японии и Сингапура

Обновлено:
Время чтения: 7 мин
Возможно ли в России экономическое чудо по примеру Японии и Сингапура
Причины экономического чуда
Поделиться

В чем главные отличия России от Японии и Сингапура? Чем обусловлен экономический подъем небольших стран?

Между современной Россией и странами, создавшими экономическое чудо на Дальнем Востоке: Сингапуром и Японией, на момент начала там реформ, гораздо больше различий, нежели сходства. Сходство в том, что как и в современной России, в Японии к 1945 году, а в Сингапуре к 1959 году большую роль в экономической и социальной жизни играла государственная бюрократия, уровень коррупции зашкаливал.

Традиционно подношения жителей Сингапура и Японии чиновникам своих стран не воспринимались как взятки и в культуре этих стран были нормальной частью бытовой и деловой практики.

Главное и принципиальное отличие в географических масштабах стран и их обеспеченности ресурсами. Япония и, тем более, Сингапур – маленькие по географическим меркам островные государства, не обладающие сколько – нибудь значительными природными ресурсами, необходимыми для промышленного развития. А потому, в отличие от России, эти страны не могли позволить себе сесть на сырьевую иглу и жить за счёт экспорта природных ресурсов в более развитые страны (см. Как снизить зависимость курса рубля от цен на нефть? Ответ эксперта).

Сингапурское и Японское экономическое чудо и роль стран Запада и США

Японское экономическое чудо

Причинами японского и сингапурского экономического чуда стали реформы, выполненные при значительном влиянии развитых стран Запада. В Японии реформы инициировала оккупационная администрация США. Реформы, проводимые в Сингапуре премьер-министром Ли Куан Ю получили мощную политическую и экономическую поддержку Великобритании. Имея столь серьёзную поддержку, правительства Японии, начиная с 1945 года, и Сингапура, начиная с 1959 года, реализовали набор необходимых мер, заложивших основу их будущего экономического чуда.

Эти страны ликвидировали господство в экономике семейных клановых монополий и ввели законы, защищающие частную собственность и свободу предпринимательства. Для защиты новых принципов деловой активности обе страны позаботились о формировании честного и независимого правосудия. Для чего на должности судей назначались авторитетные юристы с безупречной репутацией. Были приняты крайне жёсткие меры для разрушения коррупции и клановых связей на уровне местной власти и бизнеса. Оккупационная администрация США принудительно на законодательном уровне запретила деятельность мощных японских кланов Дзайбатсу. Принудительно разделила крупные промышленные монополии.

Властные полномочия после капитуляции полностью перешли к оккупационным американским властям. И были переданы японским гражданским властям только после завершения наиболее трудного и неустойчивого периода экономических и политических реформ лишь когда население Японии почувствовало благоприятные плоды преобразований. Отдельного упоминания заслуживает жёсткое пресечение коррупции в Сингапуре.

Первоначально требования Ли Куан Ю о прекращении коррупции чиновники восприняли как обычную кампанейщину и не обратили на них внимания. Но когда премьер отдал под суд и отправил в тюрьму за коррупционные преступления трёх своих друзей, госаппарат страны осознал серьёзность намерений премьера победить коррупцию. А дальше правоохранительные органы и независимый суд довели начатое до конца.

Создание системы образования для развития экономики

Следующей важной частью реформ в Японии и Сингапуре стало создание современной по тем временам системы образования, давшей молодёжи знания, необходимые для модернизации своих стран, и сформировавшей открытый взгляд на окружающий мир, цивилизованную систему ценностей. При этом не отрицая, а поддерживая и развивая лучшие национальные культурные традиции. И только по прошествии десятков лет последовательные усилия реформаторов в Японии и Сингапуре позволили с помощью Запада модернизировать экономики своих стран, создать мощную инфраструктуру и развить ориентированные на экспорт сектора экономики, отвечавшие своим национальным сильным сторонам.

Небоскребы Синдзюку
Небоскребы Синдзюку. Токио, Япония

Реализация сценария в России

К сожалению, приходится констатировать полное отсутствие в современной России возможностей для реализации того сценария реформ, который позволил Японии и Сингапуру создать экономическое чудо. Наша страна живёт не в реальном современном мире, а в выдуманном ей же самой пространстве. Она одержима идеей реализации внешнеполитической доктрины позапрошлых веков, основанной на имперском сознании и контроле территории с помощью силы. При этом недооценивается стремительно возрастающая роль человеческого капитала в преумножении мощи страны и создания в ней благоприятных, привлекательных для остального мира стандартов жизни.

Во внутренней политике, ориентированной на реализацию внешнеполитической доктрины, господствует принцип имитации каких-либо действий. Все институты только имитируют решение важных для общества задач, на самом деле реально служат только цели сохранения и поддержания существующей системы. Вертикаль власти скреплена коррупцией (см. Все о коррупции. Как бороться с коррупцией? Меры по профилактике и уровень коррупции в странах мира на 2018). Больше наших государственных чиновников ничего с государством, по большому счёту, за редким исключением не связывает.

Экономическое чудо в Сингапуре. Архитектура
Экономическое чудо в Сингапуре

Такая система крайне ресурсоёмка. Она потребляет огромное количество ресурсов. Ещё больше ресурсов выводит за рубеж на оффшорные счета коррупционеров. Любые реформы, направленные на борьбу с коррупцией и повышение эффективности в любых сферах деловой и социальной жизни остаются лишь имитацией, гораздо чаще усугубляющей ситуацию, нежели дающей позитивные сдвиги. Например, реформа медицины последних лет сделала качественные государственные медицинские услуги почти недоступными для граждан страны (см. Повышение зарплаты медиков в 2018 – чего ждать медработникам от правительства).

А внутри страны вся государственная и частная деловая среда неумолимо деградирует. Из-за недостатка ресурсов и крайне низкой эффективности разваливается медицина, образование наука, социальное обеспечение, транспорт, ЖКХ… Бизнес, не связанный напрямую с государством, не видит в стране перспективы для своего развития, сворачивает активность и выводит капитал.

В целом ситуация во многом напоминает ту, которая сложилась в Японии и Сингапуре к моменту начала реформ. Но в этих небольших странах, лишённых ресурсов, у населения не были столь развиты иждивенческие и неэффективные паттерны поведения. Имперский проект в Японии был насильно прерван. В Сингапуре — не существовал вовсе. Поэтому и Япония, и Сингапур смогли принять и эффективно распорядиться помощью своих Западных партнёров.

Наше государство больше озабочено сохранением себя самого в прежнем качестве, нежели реформами, меняющими социальную структуру общества и его поведенческие паттерны. Управлять страной в том виде, в каком она находится сейчас, это государство научилось. Что делать со страной, если та поменяется, наше государство пока не знает. А общество в целом пассивно, поддерживает систему ценностей государства и не хочет изменений.

Экономическое чудо в Сингапуре
Архитектура в Сингапуре

Поэтому даже искренние попытки спасительных реформ сверху почти наверняка обернутся лишь новой имитацией преобразований. Пока что-то не изменится качественно в общественном сознании, пока люди не поймут, что их естественные права и свободы – это не пустой звук, а единственно возможный путь к уважению их чувства собственного достоинства и к устойчивой, обеспеченной жизни, никакое экономическое чудо нам не грозит. Нужно ли, сделав такой вывод, смириться с существующим положением дел? Нет. Осознание проблемы – есть ключ к её решению.

Мнение эксперта -экономическое чудо в России возможно!

Эмиль Мартиросян, доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС.

Я абсолютно убежден, что изменения в экономике страны по примеру японского экономического чуда возможны. А для этого у нас три составляющие для такого прорыва, о котором говорил президент.

  • Во-первых, это технологическая база, которая уже на протяжении нескольких десятков лет создавалась и создана по сути.
  • Второе — это наличие ресурсов, которое на сегодняшний день у страны есть для перехода на, так называемый, интонационно-технологичную экономику.
  • Третье — это человек. Я думаю, что большая часть людей, особенно в больших городах, в 22, 27, 28 лет абсолютно готовы к разработке и реализации новых инновационных проектов и воплощению экономического чуда.

Поэтому на мой взгляд, это абсолютно возможно по примеру Сингапура и Японии, которые также, особенно после Второй мировой войны, находясь в режиме жестких ограничений, в том числе и санкций, построили абсолютно инновационную экономику на основе технологий, ресурсов и знаний человека. Поэтому мне кажется, что в ближайший коридор в 10-15 лет мы могли бы этот прорыв сделать.

Рейтинг статьи
0,0
Оценок: 0
Оцените эту статью
Николай Алексеев
Напишите, пожалуйста, свое мнение по этой теме:
avatar
  Уведомления о комментариях  
Уведомить о
Николай Алексеев
Читайте другие мои статьи:
Содержание Оценить Комментарии
Поделиться

Вам также может понравиться

Выбор редакции

Цифровая рупия и ее роль в международных расчетах — экспертный обзор
Время чтения: 11 мин
Софья Главина
Софья Главина
Кандидат экономических наук, РУДН
Что ждет рынок недвижимости России в 2024 году — экспертный обзор
Время чтения: 6 мин
5.0
(1)
Наталья Найденкова
Наталья Найденкова
Эксперт по инвестиционной недвижимости