В чем суть нового закона о сдерживании роста цен на бензин

В чем суть нового закона о сдерживании роста цен на бензин
Путин прокомментировал рост цен на бензин

Владимир Путин задним число принял закон, призванный стабилизировать российский топливный рынок.

Согласно указу, при помощи механизма демпфирования отечественным компаниям будет запрещено повышать стоимость бензина и дизельного топлива, начиная с 1 июля 2019 года. Специалисты подчеркивают, что демпфирующая система позволяет эффективно сдерживать повышение стоимости топлива внутри России.

Суть демпфера для цен на топливном рынке

«Если крупным нефтяным компаниям выгодно продавать бензин и дизель на экспорт, понижая цены на отечественных бензоколонках, то правительство вернет разницу между экспортной и внутрироссийской стоимостью на топливо. Однако, если цена на нефтепродукты в России будет выше, чем на зарубежных рынках, компаниям придется поделиться полученной разницей с государством», – поясняют эксперты.

В рамках нового закона с 1 июля также планируется уменьшение оптовой цены в России для бензина до 51 тысячи рублей за тонну, для дизельного топлива до 46 тысяч рублей за тонну. До 2024 года правительство совместно с нефтяными компаниями установит ежегодное повышение цен на топливо в размере 5%. Демпферная система позволит эффективно регулировать стоимость нефтепродуктов при отклонении условных показателей не более чем на 10% для бензина и не выше 20% для дизеля, для Дальнего Востока при отклонении более чем на 20% надбавка обнулится.

С 1 августа 2019 года демпфирование на российском топливном рынке вводится для авиакеросина, закупаемого отечественными авиаперевозчиками. В этом случае регулирование будет применяться с учетом разности экспортной цены топлива и усредненной стоимости на российском рынке, равной 48,3 тысячи рублей за тонну. Также планируется повышение цен на данный нефтепродукт аналогично примеру с бензином и дизельным топливом – 5% в год.

По расчетам экспертов, демпфирование на отечественных бензоколонках обойдется российскому бюджету в 19 миллиардов рублей. Для компенсации затрат с третьего квартала 2019 года правительство повысит налог на добычу нефти на 150 рублей за тонну (см. налог НДПИ). С 1 апреля 2020 года данную систему планируют применять к среднему дистилляту: мазуту и судовому топливу.

Ранее в правительстве уже говорили о необходимости применения демпфирования рисков на отечественном топливном рынке. Долгое время администрация президента не видела проблем в этой отрасли. Однако продолжающееся необоснованное повышение цен на бензин и дизтопливо вынудило кабинет министров найти решение для стабилизации стоимости нефтепродуктов. Если раньше у нефтяных компаний были развязаны руки, и они могли увеличивать цены, когда им вздумается, аргументируя это повышением курса рубля или падением нефти (от чего зависят цены на нефть?) на международных рынках, то сегодня правительство ограничило их в выборе данных решений.

19 июля во время встречи с рабочими на Магнитогорском металлургическом комбинате Владимир Путин предупредил, что серьезное сдерживание стоимости бензина и дизтоплива ударит по отечественному нефтеперерабатывающему бизнесу и вызовет еще больший рост цен. Подробности: Путин призвал серьезно не ограничивать цены на топливо.