В будущее верхом на локомотиве: Цифровизация в стиле «ЛокоТех»»

Представьте себе локомотив. Огромная железная машина, символ ушедшего двадцатого столетия. Кто бы мог подумать, что перемены нового века коснутся и его. «Умный локомотив», «digital transformation», «цифровизация». Расскажем обо всем этом подробнее.

О цифровой трансформации в последнее время говорят все чаще. Цифровизация является ключевым феноменом нового технологического уклада. Она напрямую связана с такими явлениями, как Интернет Вещей, Индустрия 4.0, Большие данные, машинное обучение, искусственный интеллект, блокчейн, криптовалюты и т.д. В бизнесе цифровизация становится процессом перевода предприятий в «гибкое» состояние. Она формирует целостный взгляд на деловые и социальные изменения, горизонтальное взаимодействие и информационные технологии. Ее отличительной особенностью является использование достижений цифровой эпохи, таких как аналитика, мобильность, социальные медиа и умные устройства.

Теперь не человек, а сами системы контролируют физические процессы, создают виртуальные копии физического мира и принимают решения. Через сеть вещи общаются друг с другом и с людьми, а человек постепенно исключается из цепочек процессов как посредник. Звучит, как фантастика, но если у вас есть смартфон, и вы ежедневно пользуйтесь Интернетом, значит вы уже стали частью цифровизации.

15 реальных кейсов цифровой трансформации в России

Давайте посмотрим, к чему цифровизация приводит, и почему она коснется каждого.

Перемены открывают дверь без стука

Группа компаний «ЛокоТех» занимается обслуживанием подвижного состава Российских железных дорог. В «ЛокоТех» работает около 60 тысяч человек. Раньше ремонтом и сервисом тягового подвижного состава занимались сами РЖД, но в ходе реформы железнодорожного транспорта это направление деятельности было передано на аутсорсинг.

В настоящее время «ЛокоТех» осуществляет ремонт и обслуживание около 70% локомотивного парка РЖД.

И если раньше основной заказчик сервисной компании заказывал ремонт локомотивов или сервис определенного объема в соответствии с инструкцией и графиками технического обслуживания. То сейчас, когда ставка делается на скорость и надежность, а бизнес стремится к максимальному извлечению прибыли, перед группой «ЛокоТех» встает амбициозная и масштабная задача: повысить коэффициент готовности локомотивов к эксплуатации. К 2021 году он должен достичь показателя 0,95.
Проще говоря, локомотивы должны работать и не ломаться. Запрос, который был призван изменить фокус внимания, отношения между заказчиком и клиентом и механизмы его осуществления.

Итак, менеджмент «ЛокоТех» встал перед сложным выбором: как достигнуть заветных параметров? Было два решения. Первое, решение ХХ века: усовершенствовать каждый станок, выпускающий детали, чтобы сократить вероятность поломки. Второе решение, вдохновленное цифровой трансформацией, — сделать так, чтобы поезда сами принимали решения о ремонте с помощью установленных датчиков на тяговой состав и других современных технологий.

Инновации в железнодорожном транспорте

Перед лицом этих трудностей в начале 2018 года в «ЛокоТех» состоялось большое событие – стратегическая сессия, на которой присутствовало 200 топ-менеджеров, руководителей заводов и сервисных локомотивных депо. Важными элементами повестки были решения в области цифровизации, однако цели полной цифровой трансформации в тот момент не стояло. В рамках этой дискуссии зародились идеи комплексного переустройства работы, которое должно было состоять из трех ключевых элементов. Есть все основания полагать, что подобные составляющие появятся скоро (или уже появились) в программах развития многих других корпораций. Что же это за элементы?

Элемент 1. «Умный локомотив»

Представьте себе, что локомотив сам собирает всю важную информацию. Нейросеть получает данные с различных систем, датчиков, обрабатывает и генерирует прогноз относительно будущих поломок. После сбора данной информации, система рекомендует подходящий сервис. На основании этих данных заранее известно время прибытия «умного локомотива» в депо, а также как и с какой периодичностью эксплуатируется конкретный локомотив, сколько в среднем составляет его пробег и многое другое.

 «Цифровое Депо»

Элемент 2. «Цифровое Депо»

Для нового «умного» локомотива нужно создать и новое депо. Долгое время в компании существовала проблема хранения запасных частей. По собственной оценке «ЛокоТех» детали, лежащие «на всякий случай»,забирают значительную часть средств из оборотного капитала.

В «цифровом депо» эта проблема решается. Теперь в течение короткого времени в нем хранятся конкретные запасные части для ремонта определенного локомотива. Все это предсказывается системой и датчиками, упомянутыми ранее.

В ближайшем будущем основной объем деталей, которые раньше попадали под категорию «на всякий случай», будет находиться в едином централизованном складе. Хранение и обработка в нем обходятся намного дешевле, чем в удаленных местах. Это позволит депо стать оперативнее, координированней и экономичней в обслуживании. Кто знает, возможно, в отдаленном будущем в каждом депо установят 3D принтеры, чтобы детали создавались сразу на месте, еще заметнее сокращая издержки.

Элемент 3. Единый центр ответственности

Старая структура управления подразумевала три области ответственности, в зависимости от уровня сложности ремонта. За «большой ремонт» (ТО) отвечал завод, за текущий — отвечало депо, а за эксплуатацию отвечал, естественно, эксплуатант, а именно Управление Тяги РЖД. Когда случается поломка, возникает естественный организационный вопрос: на чей счет это отнести — завода, депо или эксплуатанта. Переговоры занимают лишнее время и ресурсы.

В рамках цифрового прорыва в «ЛокоТех» создали проект под названием «Единый центр ответственности» (ЕЦО). Если появился коэффициент технической готовности, то и должен был появиться орган, отвечающий за его исполнение. В новой структуре организации впервые за каждой серией локомотивов закреплен специальный ЕЦО. Теперь разбор проблемы ремонта начинается с вопроса «Что случилось?», а не «Кто виноват?». Центр объединяет в себе все функции и отвечает и за завод, и за депо, и за потоки данных между ними, а также за организационную структуру, людей и бюджет. Таким образом, ЕЦО разрубил управленческий Гордиев узел.

Почему произошедшие перемены мы называем цифровой трансформацией?

Потому что с точки зрения бизнеса изменилось все. Раньше продавали ремонт – теперь продают коэффициент технической готовности. Появился другой принцип расчета с покупателем и иной характер управления.Создается впечатление, что подобные изменения сложно и дорого осуществлять, но расходы на дорогостоящие умные технологии в долгосрочной перспективе экономят ресурсы. Так, датчики в итоге позволяют своевременно чинить локомотивы, что отражается на их технической готовности, а депо больше не хранит детали прозапас. Для сравнения, как бы это ни было парадоксально, но замена станков без изменения принципов работы привела бы к большим расходам и меньшим результатам. Хотя, конечно же, оборудование тоже необходимо модернизировать. На эти цели «ЛокоТех» только в 2018 году выделяет свыше 3 млрд рублей.

Трансформация уже происходит. Она перевернула сферу туризма с онлайн-агентствами путешествий, агрегаторами, ищущими дешевые билеты, и такими сервисами как Booking.com и Airbnb.

Оценка эффективности инновационных проектов в железнодорожном транспорте

ифровизация изменила торговлю с появлением на рынке Amazon.com и Alibaba.com. Все сильнее изменяются банки по мере того, как люди все больше используют электронные деньги. Сокращается число офисов, но увеличивается количество банкоматов и число пользующихся онлайн-банком («банк в твоем кармане»). Изменяется ресторанный бизнес, так как все более важной становится опция с доставкой на дом. Изменяется ритейл, некоторые компании, например Tesco, уже принимают заказы на продукты в Интернете (см. история развития интернета).

Трансформация не спрашивает, хотите вы меняться или нет. Вне зависимости от заказчиков и государственной поддержки, новая эпоха требует управленческой прозорливости и зрелости. И даже если вы никогда не планировали быть передовой компанией, вам придется адаптироваться под новую реальность.

3 комментария
The best sisters
11 августа 2018 в 09:47

Вот, сами того не замечая, становимся активными участниками трансформатизации. Конечно, цифровые технологии направлены исключительно на улучшение и удобство качества жизни. 

Celty .
11 августа 2018 в 12:44

Всегда очень любил поезда, больше всего нравятся японские-скоростные поезда, хоть я и ни разу на них ездил) Кто знает, может в не далеком будущем и нас будут ездить такие поезда, а может даже и быстрее них)

Леонид Спартак
11 августа 2018 в 15:58

Все стает умным, даже локомотив. А надо ли будет в таком случае оставаться умным человеку, и останется ли для него место в мире.

wpDiscuz