Принятие стратегических решений. Начинаем с особенностей стратегии

О проблеме

В российском обществе пока не запрещено думать, анализировать, иметь собственное мнение об окружающей действительности, а руководителям выбирать модель управления собственным имуществом. Последняя должна обеспечить высокую конкурентоспособность, быть максимально гибкой в меняющихся современных условиях, отвечать интересам и ценностям персонала и собственников, всего заинтересованного окружения, быть доступной по затратам. Таким требованиям отвечает стратегическая модель управления знаниями, кратко рассмотренная нами в предыдущей статье «Выход из кризиса -это так просто».

Это, на наш взгляд, эталон стратегического искусства. Путь к нему хотя и доступный, но непростой. Тем более по пути попадается множество заманчивых предложений, советов, методик, эффективных инструментов. Разумеется, можно идти рискованным путем проб и ошибок или последовательно внедрять и непрерывно корректировать какую-либо одну привлекательную модель. Но все эти действия не гарантируют результата без четкого представления об особенностях стратегической деятельности. А они таковы, что по мнению Г. Минцберга существуют 10 школ (методологий-авт.) стратегий и не менее 5 ее определений. Проблема их интеграции до сих пор не решена даже на научном уровне. Еще труднее в этом разобраться практикам.

Основываясь на работе «Новая корпоративная стратегия» основателя базисной теории стратегического управления И.Ансоффа и немалого числа всемирно известных ученых этого направления дадим краткую (на сколько это возможно) характеристику стратегического феномена.

Оперативные и стратегические решения

Так принято разделять все управленческие решения. Основная задача оперативного управления — реакция и адаптация к текущим рыночным изменениям путем внимания к качеству продукции, ее себестоимости и ценам. Главное — правильно идентифицировать и разрешить появляющиеся проблемы, в том числе и долгосрочного характера. В анализе и решениях преобладает числовая информация (полная, конкретная, определенная) по факту или достаточно удовлетворительно прогнозируемая. Практически весь управленческий аппарат работает с оперативными задачами, которые усложняются при отсутствии или неэффективной стратегической деятельности. Так как многие оперативные проблемы имеют одну и ту же природу (в основном субьктивную) результат определяется профессиональной подготовкой и опытом управленческого персонала, но… . В современных быстро и неожиданно меняющихся условиях накопленные знания и опыт становятся непригодными для решения новых задач. Прогнозы не оправдываются. Предприятие не успевает реагировать на изменения. Не помогает и долгосрочное планирование и управление, основанное на анализе тенденций и прогнозировании. Необходим переход к стратегическому управлению. Последнее заключается в выборе сферы деятельности организации, анализе ее потенциала и проектировании инструментов его развития. Центральным является вопрос о диверсификации предприятия.

Основные отличительные признаками стратегической модели:

  • используется неполная, групповая и вероятностная информация;
  • центр внимания перемещается с анализа рыночных угроз и проблем на изучение рыночных возможностей;
  • приспособление к условиям рынка заменяется максимально возможным управлением рыночной ситуацией, созданием рыночных условий, желаемых для предприятия (тезис: лучшим прогнозом будущего является его создание);
  • количественно-цифровые методы уступают место экспертным;
  • обязательными становятся перспективные решения (3-5 и более лет);
  • повышенные требования предьявляются к стратегическим целям.

Оперативные и стратегические решения не отличаются друг от друга по срокам и степени важности, их отличает содержание, определяемое используемой информацией (слабыми сигналами). Альтернативой стратегическим решениям в практике (да и в ряде непрофессиональных теоретических работ) являются оперативные решения долгосрочного действия.

Результат стратегических и оперативных действий схож и заключается в выборе:

Оперативные и стратегические решения

  • что производить;
  • как производить;
  • как продавать;
  • кому продавать;
  • где продавать.

Отличия в новизне, обоснованности, ценности и конкретности (гибкости).

Приведу очень характерный практический пример. Ведущий специалист одного из крупных местных предприятий в качестве стратегии представил проект освоения нового вида продукции с применением новой технологии, предназначенный для реализации на новом (даже зарубежном) рынке. Новизна, важность для предприятия, долгосрочный характер проекта налицо. Практическая реализуемость доказывается полной готовностью предприятия к внедрению проекта: выполнена вся техническая подготовка (до выпуска опытной партии), с заказчиком согласованы и подписаны все договорные условия. Но удалось доказать, что это не стратегическое, а оперативное решение долгосрочного характера. А причина такого вывода в том, что в проекте используется полная, конкретная и определенная информация (техническая, экономическая, коммерческая). Проект был стратегическим, когда не было его проработки до такой конкретной глубины. Отсюда следует вывод, что подавляющее число бизнес-планов не являются стратегическими решениями (либо мы только что узнали о широко распространенной новинке, либо появились деньги для внедрения).

Типы стратегических решений

Как правило, в литературе используют обобщенное понятие «стратегия».

Более правильным будет выделение трех категорий:

  • стратегия,
  • стратегическое планирование,
  • стратегическое управление (менеджмент).

Из всех определений стратегии нам ближе понимание ее как правил принятия решений относительно поведения предприятия во внешней среде. Правила определяют конкретное содержание стратегии и конкретную логику процесса ее формулирования и одновременно допускают оригинальность наполнения стратегии.

Стратегическое планирование

Стратегическое планирование – это периодически повторяющийся процесс пересмотра системы стратегий при сохранении отраслевой специализации предприятия (cинергетическая диверсификация).

Стратегическое управление отличается от стратегического планирования освоением новых нетрадиционных для предприятия сфер деятельности (конгломеративная диверсификация).

Непосредственно стратегия может быть формально оформлена (по правилам), либо неформально присутствовать в «голове руководителя» в виде мыслительного образа будущего. Стратегия есть у каждого руководителя (см. Стратегическое мышление). Формально оформленной стратегии достаточно для относительно длительного пользования на крупных специализированных предприятиях, как правило, занимающих доминирующее положение на рынке. Круг контрагентов постоянный и даже в стратегическом планировании нет необходимости.

Чем более сложной и динамичной является внешняя среда предприятия, тем более высокими становятся требования к необходимости и содержанию стратегии. Распространенное мнение о невозможности стратегической деятельности в турбулентной, непредсказуемой среде указывает на смешивание понятий: долгосрочный и стратегический ( долгосрочный план в сложных условиях неоправдан).

Каждое из трех понятий может использоваться на трех уровнях: корпоративном, бизнес-уровне, функциональном.

Задача корпоративного уровня — рационализация продуктовой программы при нескольких товарно-рыночных направлениях.

Бизнес-уровень позволяет учесть отдельные особенности каждого относительно самостоятельного бизнес-направления. Рекомендуется при сложном сетевом построении организации.

Функциональный разрез позволяет получить отдельные функциональные стратегии: финансовую, управления персоналом, маркетинговую, инвестиционную, ресурсную, ценовую, социальную и т.д. Стратегии всех уровней разрабатываются по единой унифицированной методологии (схеме стратегического анализа).

Проблемы внедрения

обучение персонала

Основная проблема заключается в смене типа мышления всего персонала, формировании новой организационной культуры, творческой атмосферы и взаимодоверия. Необходимо добиться лояльности каждого работника к организации и чувства гордости, переживания за ее успехи и неудачи. Личная ответственность, стремление к саморазвитию, обучению, чувство собственности к результатам своего труда и труда всего коллектива, самоконтроль, креативность поведения, оптимизм относительно будущего и другие позитивные ценности должны стать основой поведения персонала (см. Вакансии).

Чисто «технические» трудности связаны с усилением работы по анализу внешнего окружения и более тесному взаимодействию с окружением. Необходимо начать работу по знакомству и практическому освоению новых инструментов и методов работы с неполной стратегической информацией.

Нужны семинары, тренинги, мастер-классы и другие обучающие технологии для персонала. Возможно приглашение для этих задач сторонних HR специалистов. Непосредственно стратегические решения должен принимать персонал предприятия, обладающий развитыми качествами интеллекта, интуиции и эрудиции. Эти качества формируются в системе обучения, вершиной которой является модель управления знаниями. Стратег должен видеть то, что не видят другие и делать то, что не делают конкуренты.

Оперативная и стратегическая деятельность дополняют и развивают друг друга. В оперативной деятельности накапливается нужная для принятия стратегии информация, а стратегия определяет оптимальный «коридор» оперативных действий.

О дальнейшем

Мы впервые упоминаем об исключительно авторском унифицированном подходе к построению системы стратегического управления на предприятии (организации) как попытке сделать этот процесс более понятным, доступным для широкого круга руководителей, специалистов, решающих стратегические задачи.

Весь излагаемый материал опубликован в открытом доступе более чем в 20-ти публикациях рецензируемых российских журналов в системе РИНЦ, где можно найти более подробную информацию.

Далее необходимо опять же обзорно изложить схему стратегического анализа, показать возможность ее использования для отдельных функциональных стратегий, раскрыть процесс последовательного развития стратегической модели, остановиться на рекомендуемых для стратегических действий инструментах и методах. В каждой из перечисленных задач, я надеюсь, читатель найдет для себя новые решения волнующих его проблем.

Автор будет очень признателен Вам, если Вы выскажете свое квалифицированное мнение о практической ценности материала статьи по указанной ниже электронной почте.

к.э.н. доцент ВятГУ Воробьев Анатолий Дмитриевич

УДК 658
Автор:
Воробьев Анатолий Дмитриевич, к. э. н. доцент, доцент кафедры
«Государственное и муниципальное управление»
Vorobiov-ad@mail, 8-922 666 42 53
ФГБОУ «Вятский государственный университет»
г. Киров, ул. Московская, 36The adoption of strategic decisions. Start with features strategyAutor:
Vorobyov, Anatoly Dmitrievich k. e. n. docent, Associate Professor
“State and municipal management
Vorobiov-ad@mail.ru 8-922 666 42 53
FEDERAL “Vyatka State University» Kirov, UL. Moscow, 36Аннотация:
В теории и практике российского управления наблюдается постоянное смешивание стратегического с долгосрочным. Однако последнее относится к оперативным решениям. У каждого типа решений свои задачи, инструментарий и условия применения. Определяющим фактором разделения является используемая информация, ее полнота, конкретность, определенность. Одновременно рассмотрена система стратегических решений по разным основаниям.Ключевые слова: Оперативные решения, стратегические решения, система стратегических решений/

Abstract:

In the theory and practice of the Russian Office of a steady mix of strategic long-term. However, most relates to operational decisions. Each type of outcome of their tasks, tools and application conditions. Determinant of separation is used information, its completeness, concreteness, definiteness. At the same time a system of strategic decisions on different grounds.

Keywords: Operational decisions, strategic decisions, the system of strategic.

Список литературы:

Ансофф И. Новая корпоративная стратегия.- СПб.: Питер.1999.-416с
2.Воробьев А. Д. Стратегическое управление .Монография . – ФГБОУ ВятГУ- Киров/Деп. ВИНИТИ, 2012. – 263 с.

5 комментариев

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
Упорядочить:   новые | старые | популярные
id437628558
id437628558

По моему мнению, стратегический менеджмент, как и само понятие «стратегии» в целом, это лучшее, что может случиться с бизнесом. Потому что никакой перспективы в росте и развитии любого дела нет без стратегии. Очень интересная статья, освежила знания, полученные в университетское время.

Иван
Иван

Тема достаточно интересная, и управление организацией — вещь очень сложная и специфическая. Тут реально нужны профи, иначе ждёт застой и упадок. А готовы ли сегодня собственники предприятий платить нормально этим профи — это уже второй вопрос. А мотивировать необходимо, слишком тяжело стал даваться успех.

Марк
Марк

Донести и что не есть важнно замотивировать. Ведь человек с желанием намного больше принесет положительных результатов которые будут важной частью для стремитильного роста и развития. А если такой человек не один, это бесценно. Знаний не всегда достаточно

kondor
kondor

Каждая проблема принятия решения имеет свои особенности.

Евгений
Евгений

Интересная тема, которая ведет к отличному результату, коллектив должен понять, что он единое целое и гордится за свою организацию, только так, а не иначе. Если будет гордость и любовь, то работа точно пойдет на прибыль. Главное это донести до каждого сотрудника.

wpDiscuz