Особенности экспорта леса: отношения между перевозчиком и экспортером леса

Как государственные монополии  снижают эффективность работы лесоэкспортеров

Государственный орган, в лице Федеральной таможенной службы (ФТС), и естественная государственная монополия, в лице ОАО «РЖД», единственным акционером которого является государство, оказывают значительное влияние на эффективность работы и конкурентоспособность предприятий лесного комплекса при экспорте лесоматериалов.

Например, при отгрузке экспортных лесоматериалов представители Федеральной таможенной службы требуют от экспортеров леса указывать в таможенной декларации объем отгружаемой продукции не менее определенной величины, даже в том случае, если фактический объем в кубических метрах менее требуемого.

Со своей стороны, естественная государственная монополия ОАО «РЖД», требует от лесоэкспортеров указывать массу лесоматериалов в килограммах, которая не должна превышать грузоподъемность вагона, указанной в техническом паспорте на вагон.

Эти взаимоисключающие требования не раз обсуждались на заседаниях Правления Союза лесопромышленников и экспортеров леса Иркутской области совместно с представителями ФТС и ОАО «РЖД», однако принять решение, которое не оказывало бы негативного влияния этих государственных структур на эффективность работы лесных предприятий так и не удалось.

Как «Новая политика России» отразится на экспорте древесины?

В соответствии со статьей № 23 «Проверка груза» Соглашения о Международном железнодорожном грузовом сообщении (далее по тексту СМГС), ОАО «РЖД» может провести контрольную перевеску вагона, которая проходит на пограничной станции, находящейся на расстоянии нескольких тысяч километров от станции погрузки.

Согласно статье № 43 СМГС «Ограничение ответственности при недостаче массы груза» ОАО «РЖД» несет ответственность лишь за ту часть недостачи, которая превышает 2% от массы сданных к перевозке в сыром (влажном) состоянии грузов, или 1%, от массы сухих грузов. Это означает, что перевозчику, то есть ОАО «РЖД», выгоднее считать перевозимый груз, как «сухой» груз.

В соответствии со статьей № 16 СМГС «Ответственность за сведения, внесенные в накладную», отправитель несет ответственность за все последствия от неправильного указания сведений в накладной. Если перевозчик сам записывает в накладную сведения по указанию отправителя, то ответственность несет отправитель, в виде уплаты неустойки в пятикратном размере провозной платы в соответствии с предписаниями статьи № 31 «Уплата провозных платежей и неустоек».

Учитывая тот факт, что перевозчик является монополистом и самостоятельно формирует цены на свои услуги, то и вышеназванные неустойки перевозчик вправе взыскивать независимо от возмещения возможного ущерба и других неустоек, уплачиваемых отправителем.

Мелким и средним предприятиям-лесоэкспортерам в этом случае грозит разорение и банкротство, а крупные предприятия, кроме финансовых потерь, несут имиджевые потери из-за срыва сроков поставки лесоматериалов зарубежным покупателям.

Крупные предприятия пытаются решить эту проблему в арбитражных судах, неся дополнительные финансовые затраты.

Нередко такие судебные процессы длятся год или два. На судебной процессе перевозчик апеллирует тем, что он мол защищает государственные интересы, перечисляет налоговые поступления в казну, обеспечивает до 1 миллиона рабочих мест, предотвращает разрушение железнодорожных путей и т.д.

Кто прав в этой ситуации: отправитель или перевозчик, мы не беремся судить. Мы предоставим читателям факты, а выводы они уже сделают самостоятельно.

История возникновения споров между экспортером леса и перевозчиком

И так, исходные данные стандартной ситуации: на одной из ж/д станций на севере Иркутской области экспортер леса отгружает свежеспиленные бревна из сосны покупателю в Китай в декабре месяце. В начале января вагон с бревнами поступает на пограничную ж/д станцию в Забайкальском крае. Перевозчик проводит на этой пограничной ж/д станции контрольную перевеску вагона, находит перегруз вагона сверх его грузоподъемности, составляет коммерческий акт, задерживая при этом отправку вагона покупателю в Китай и требует оплатить неустойку в размере более 600 тыс. рублей за каждый вагон. Отправитель груза (лесоэкспортер), уверенный в том, что при отправке лесоматериалов перегруза вагонов не было, обращается в арбитражный суд.

Тогда перевозчик, удивляясь, что кто-то может сомневаться в его правоте, апеллирует вышеназванными факторами, и дополнительно указывает суду на следующее данные:

  1. А являются ли свежеспиленные бревна сосны пиловочником всяких пород дерева, как указано в ж/д накладной?
  2. Свежеспиленные бревна сосны не являются влажным грузом и к ним применима норма естественной убыли не 2%, а 1%. Влажность древесины не может быть выше 100%.
  3. Масса груза, то есть масса лесоматериалов, во время их транспортировки на расстоянии несколько тысяч километров не может изменяться.

Эксперты, назначенные арбитражным судом, следующим образом отвечают на поставленные вопросы:

Ответ № 1.

При анализе документа «оригинал накладной (для получателя) №……..» в графе 15 «Наименование груза» указаны его коды по: Гармонизированной номенклатуре грузов (ГНГ) 44032031, и Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов (ЕТСНГ) 081188.

Известно, что ГНГ служит для кодирования грузов в международном грузовом сообщении. ГНГ создана на основе кодирования товаров Всемирной таможенной организации и соответствует номенклатуре грузов Международного союза железных дорог. Код ГНГ 4403031 соответствует следующему наименованию груза: «Бревна из сосны обыкновенной».

Ответственность за незаконную вырубку леса: уголовная и административная ответственность

ЕТСНГ служит для кодирования грузов и используется железной дорогой при оформлении перевозочных документов для определения необходимого тарифа и расчета провозной платы по территории дорог ОАО «РЖД». Код ЕТСНГ 081188 соответствует следующему наименованию груза: «Пиловочник всяких пород дерева» и в свою очередь соответствует позиции коду ГНГ 4403031 «Бревна из сосны обыкновенной».

Согласно «Инструкции по заполнению вагонных листов», в документе «вагонный лист на повагонную отправку №……….» форма ГУ-38а ВЦ, которая составляется на автоматизированном рабочем месте на ж/д станции отгрузки, наименование груза и его код заполняется в соответствии с Гармонизированной номенклатурой грузов (ГНГ), согласно накладной №…………, машинным способом. В документе «вагонный лист на повагонную отправку №………..» в графе наименование груза указано «Пиловочник ВС», то есть «Пиловочник всяких пород дерева». Такое сокращение в вагонном листе разрешается в случае невозможности внесения в графу «Наименование груза» полного наименования груза по ГНГ и допускается указание сокращенного наименования груза, не искажающего характеристик груза с обязательным проставлением кода ГНГ, соответствующего полному наименованию данного груза.

Стратегия преобразования лесной промышленности в биолесную индустрию

В соответствии с «ГОСТ 17462-84. Продукция лесозаготовительной промышленности. Термины и определения», общий термин «Лесоматериалы» включает в себя частное понятие «Круглые лесоматериалы», которые включают в себя частное понятие «Круглый сортимент», который включает в себя частное понятие «Бревно», который включает в себя частное понятие «Бревно пиловочное».

ГОСТ 17462-84 разрешает для отдельных стандартизованных терминов применять их краткие формы в случаях, исключающих возможность их различного толкования. Поэтому термин «Бревно пиловочное» часто сокращают до краткой формы «пиловочник», то есть это бревно, которое предназначено для его распиливания на доски (пиломатериал). Например, на лесопильном производстве, сотрудники, не имеющие специального лесотехнического образования, используют термин «кругляк сосны», подразумевая под ним термин «пиловочник» или «Бревно пиловочное».

В лесопильном производстве для выработки пиломатериалов всех назначений используют «Круглые лесоматериалы», частным случаем которых являются «Бревна пиловочные». По длине, толщине и качеству «Бревна пиловочные» должны удовлетворять требованиям ГОСТ 9463-88 (хвойные породы древесины) и ГОСТ 9462-88 (лиственные породы древесины).

Таким образом, свежеспиленные бревна сосны являются пиловочником всяких пород дерева. А именно: «Пиловочником всяких пород дерева» являются пиловочники следующих лесоматериалов: сосны обыкновенной, березы пушистой, березы бородавчатой, лиственницы сибирской, осины, ели сибирской, пихты сибирской, сосны сибирской, так как это «Бревна пиловочные» хвойных или лиственных пород древесины.

Ответ № 2.

В растущем дереве древесина содержит значительное количество воды, необходимой для его жизнедеятельности [1-6]. В свежесрубленной древесине в зависимости от условий хранения и транспортировки содержание воды может увеличиваться или уменьшаться. При использовании древесины в строительстве, мебельном производстве и других случаях, часть воды из древесины удаляют с целью улучшения качества материалов и готовых изделий.

Для количественной характеристики содержания воды в древесине используют показатель — влажность. Под влажностью (абсолютной) понимают выраженное в процентах отношение массы воды к массе сухой древесины. Определяют влажность древесины по ГОСТ 17231-78, ГОСТ 16483.7-71.

Примечание: для дров часто используют понятие влажность (относительная), под которой понимают выраженное в процентах отношение массы воды к общей массе дров (древесина + вода).

Влажность в растущем дереве сосны (или свежесрубленном) распределена неравномерно [1]: влажность ядра составляет 33%, заболони (древесина, расположенная между сердцевиной и корой) -112%, коры — 120%.

Средняя влажность свежесрубленной древесины или «Бревна пиловочного» сосны составляет 88%. Наибольшая влажность в сосне наблюдается зимой (ноябрь-февраль), а наименьшая — летом (июль-август).

Различают две формы воды, содержащейся в древесине, связанную и свободную. Связанная вода находится в клеточных стенках, а свободная содержится в полостях клеток и в межклеточных пространствах. Связанная вода прочно удерживается и удаление этой воды затруднено. Свободная вода из древесины очень легко удаляется и очень легко впитывается обратно, за счет гигроскопичности древесины.

На практике различают пять степеней влажности древесины:

  • Мокрая древесина (длительное нахождение под дождем, мокрым снегом или в воде) имеет влажность более 100% для «Пиловочника всяких пород дерева». Максимальная влажность может быть: у березы – 135%, у сосны 185%, у ели – 212%, у кедра – 229%.
  • Свежесрубленная древесина имеет влажность 50-100% для «Пиловочника всяких пород дерева».
  • Древесина атмосферной сушки (сушка пиломатериала на воздухе в течение 2 месяцев) имеет влажность 15-20%.
  • Древесина камерной сушки (сушка пиломатериалов в специальных камерах) имеет влажность 8-12%.
  • Абсолютно сухая древесина (сушка при температуре 103 0С) имеет влажность 0%. Такая древесина нигде не используется.

Например, влажность 50% означает, что в образце массой 150 кг, находится 50 кг воды и 100 кг сухой древесины. Влажность 100% означает, что в образце массой 200 кг, находится 100 кг воды и 100 кг сухой древесины. Влажность 185% означает, что в образце массой 285 кг, находится 185 кг воды и 100 кг сухой древесины.

Таким образом, к наименованию груза «Пиловочник всяких пород дерева» применимо состояние: груз влажный, так как это свежесрубленная древесина.

В документе «оригинал накладной (для получателя) №………………» в графе 15 «Наименование груза» указаны его коды: код ГНГ 4403031 — «Бревна из сосны обыкновенной», код ЕТСНГ 081188 – «Пиловочник всяких пород дерева».

Следовательно, по оригиналу накладной №…………. можно установить состояние груза на момент отправки: груз влажный, так как груз относится к «Пиловочнику всяких пород дерева», а это свежесрубленная древесина. Поэтому к свежеспиленным бревнам применима норма естественной убыли 2%, в соответствии со статьей № 43 СМГС.

Кроме того, представители перевозчика в суде часто путают такие понятия, как: относительная влажность воздуха, которая не может быть более 100%, и абсолютна влажность древесины, которая для сосны может составлять 185%.

Ответ № 3.

Масса древесины зависит от ее влажности: чем больше влажность, тем больше масса древесины. На влажность древесины влияют такие ее свойства, как: высыхание, влагопоглощение, водопоглощение. При высыхании древесины, влажность древесины уменьшается, а при влагопоглощении и водопоглощении влажность древесины увеличивается.

Высыхание древесины – это испарение воды из древесины в окружающую среду за счет гигроскопических свойств древесины. Высыхание древесины используется при ее сушке. При сушке пиломатериалов в специальных сушильных камерах интенсивность процесса удаления воды выше, чем на открытом воздухе.

Влагопоглощение – это свойство древесины поглощать влагу (водяные пары) из окружающего воздуха за счет гигроскопичности. Влагопоглощение древесины повышается при повышении относительной влажности воздуха и при понижении температуры окружающего воздуха.

Водопоглощение – это свойство древесины при непосредственном контакте с водой (дождь, мокрый снег, град) впитывать эту воду вследствие пористого строения древесина и увеличивать свою влажность. Максимальная влажность, которой достигает погруженная в воду древесина, для сосны составляет 185%. Процесс водопоглощения ускоряется с повышением температуры окружающего воздуха. При водопоглощении влажность древесины может увеличиться в два раза в течение одних суток.
Таким образом, масса груза («Пиловочник всяких пород дерева») зависит от влажности древесины, на которую влияют внешние факторы в процессе транспортировки.

Высыхание груза возможно при повышении температуры и уменьшении относительной влажности воздуха.
Влагопоглощение груза происходит при повышении относительной влажности воздуха и понижении температуры окружающего воздуха.

Водопоглощение груза происходит при контакте жидкой воды (дождь, мокрый снег, град) с древесиной и может увеличиться в два раза в течение одних суток.

Если сравнить климатические условия на станции погрузки и станции перевески груза, то они отличаются незначительно:

  • на станции погрузки, средняя температура в декабре-январе составляет -25С, а годовая норма осадков – 391 мм,
  • на станции перевески груза, средняя температура в декабре-январе составляет -28С, а годовая норма осадков – 441 мм.
    Следовательно, изменение массы груза (лесоматериалов) может происходить: из-за способа определения массы груза в вагоне при его погрузке и перевеске, или во время транспортировки груза.

На ж/д станции погрузки масса груза определяется в вагоне при движении, а на ж/д станции при перегрузке — в статике с расцепкой.

Кроме того, если при первой перевеске груза в статике с расцепкой, излишек против грузоподъемности вагона примем за 100% согласно коммерческому акту, то повторная перевеска того же вагона и на тех же весах через 5 дней показала излишек — 86%, о чем был составлен второй коммерческий акт, а повторная третья перевеска через 3 дня показала излишек уже – 40%, о чем был составлен третий коммерческий акт!!! При этом техпаспорт ж/д весов и акт с датой о последней их поверки прилагался.

Расчеты показывают, что если при отгрузке лесоматериалов их влажность составляла 88%, то при первой перевеске влажность была 99%, при второй – 91%, а при третьей – 89%. Следовательно, масса круглых лесоматериалов увеличилась во время транспортировки за счет влагопоглощения и/или водопоглощения. А за период времени трехкратной перевески груза (8-10 дней), пока вагон находился на ж/д станции, показатель влажности лесоматериалов опять вернулся к своим первоначальным значениям, так как климатические условия на станциях отгрузки и перевески идентичны.

Используя метод интерполяции, можно предположить, что четвертая перевеска груза через 3-4 дня уже не показала бы излишек против грузоподъемности вагона, а масса груза в вагоне была бы такой же, как и при его погрузке.

Таким образом, масса лесоматериалов за время их транспортировки может значительно увеличиться в течение даже одних суток при непосредственном контакте с водой (дождь, мокрый снег, град). Лесоматериалы впитывают воду вследствие пористого строения древесины и увеличивают свою влажность.

Общие выводы

  1. Материалы данной статьи могут быть использованы лесоэкспортерами при взаимоотношениях с перевозчиком в арбитражном суде.
  2. Масса груза (круглых лесоматериалов) может значительно увеличиваться во время транспортировки за счет влагопоглощения и водопоглощения в течение даже одних суток. Сушеные пиломатериалы, упакованы в пленку, свою массу практически не меняют во время транспортировки.
  3. Коммерческие интересы перевозчика – естественной государственной монополии входят в противоречие с интересами государства, так как снижают эффективность работы и конкурентоспособность экспортеров леса.
  4. Таким образом, разрешения этого противоречия вызывает необходимость ограничить монопольную власть одного перевозчика. Актуальность этой проблемы будет только возрастать и можно предположить, что недалеко то время, когда монополия будет «разрушена» и на рынке перевозок появятся независимые частные эффективные перевозчики.

Автор: Королев П.В., кандидат технических наук, доцент Иркутского национального исследовательского технического университета, член Правления Союза лесопромышленников и экспортеров леса Иркутской области, tpwood@rambler.ru

Резюме: в статье рассматривается негативное влияние естественных государственных монополий на эффективность работы и конкурентоспособность предприятий лесного комплекса при экспорте лесоматериалов. Материалы статьи могут быть использованы экспортерами леса при взаимоотношениях с перевозчиком в арбитражном процессе.

Библиографический список:

  1. Уголев Б. Н. Древесиноведение и лесное товароведение: Учебник. — М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. — 351 с.
  2. ГОСТ 17462-84. Продукция лесозаготовительной промышленности. Термины и определения.
  3. ГОСТ 9463-88 Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия.
  4. ГОСТ 9462-88 Лесоматериалы круглые лиственных пород. Технические условия.
  5. ГОСТ 17231-78 Лесоматериалы круглые и колотые. Методы определения влажности.
  6. ГОСТ 16483.7-71 Древесина. Методы определения влажности.
3 комментария
Андрей Румянцев
30 июня 2018 в 12:40

Хочется верить дорогие друзья, что уже совсем скоро все измениться, но только в лучшую сторону. А сейчас приходится ждать.

Александр Божежар
13 августа 2018 в 12:20

Так же не стоит упускать криминальную составляющую, к сожалению разработкой леса просто нереально заниматься обычными методами.

Николай Товмасович Никогосян
24 сентября 2018 в 14:37

NNT. Не совсем согласен с автором. Естественные монополии также вредны и также полезны как монополия неестественная, в которую превратились лесодобывающие и лесоэкспортирующие предприятия России (во всяком случае на уровне регионов). Я не юрист и не понимая деталей статьи, все же хочу отметить, что хищническое «разграбление» одного из стратегических ресурсов России — леса продолжается. Вот о чем надо говорить, а не о спорах хозяйственных субъектов. С РЖД спросят, если она в арбитраже будет проигрывать много дел и штрафы составят сотни миллионов рублей.

wpDiscuz