Сколько зарабатывают учителя в России? Перспективы роста зарплаты учителей на 2019 год

Деньги и карьера 25 января 2019 9
Сколько зарабатывают учителя в России? Перспективы роста зарплаты учителей на 2019 год

Сколько в среднем зарабатывают учителя в России в каждом регионе страны по статистике за последние года по данным Росстата? От чего будет зависеть зарплата школьного учителя или профессора в институте в этом году и каковы перспективы роста зарплаты учителей на 2019 год?

От чего зависит зарплата учителя

Этот вопрос актуален для любого педагога. Ставка заработной платы складывается по такой формуле: базовый оклад умножается на коэффициенты компенсационных выплат, к которым относятся:

  • классное руководство;
  • внеурочный труд;
  • категория специалиста;
  • количество учеников и объем нагрузки;
  • заведование кабинетом.

По новой системе оплаты труда, установлены мотивирующие доплаты. Они начисляются, если:

  1. Ученик стал победителем или призером всероссийских, международных конкурсов.
  2. Установлены высокие показатели ЕГЭ.
  3. Внедряются в процессе деятельности новые образовательные методы.
  4. Сдача отчетов осуществляется своевременно.
  5. Отсутствуют жалобы со стороны коллег и родителей.

Такие доплаты начисляются в баллах. Стоимость 1 балла устанавливается руководством учебного заведения.

Чтобы узнать, сколько зарабатывают учителя в России, нужно узнать стоимость ученико-часа. Этот параметр формируется в каждой школе в индивидуальном порядке. Другими словами, зарплата учителя начисляется по такой формуле: количество детей умножается на количество часов, а также на стоимость ученико-часа.

Интересный факт: подготовка к занятиям не включается в зарплату педагога. Хотя на составление планов, уроков, отчетов, специалист тратит в неделю в среднем 53 часа.

Как менялась зарплата у учителей

В советские годы педагогическая деятельность была достойно оплачиваемой. В те времена она считалась престижной. В 1987 году учителя получали зарплату выше среднего: около 230 рублей, а средняя заработная плата варьировала в пределах 190 рублей.

С развалом СССР, ситуация резко изменилась. В России установились рыночные отношения и финансирование системы образование было далеко не на первом месте. Помимо зарплаты, упал имидж педагогов.

С начала 2000 г. плачевное положение доходов педагогов медленным темпом стало стабилизироваться. В мае 2012 г. президент подписал указ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в котором предполагалось увеличение зарплаты специалистов бюджетной сферы к 2018 г. в 1.5 раза. Повышение планировалось осуществлять плавно.

Реформирование единой тарифной сетки

После распада Советского Союза, зарплата педагогов, а также всех бюджетников, рассчитывалась на основе единой тарифной сетки (ЕТС). Она включала 18 разрядов, самым почетным считался последний, 18.

С декабря 2008 года постановлением Правительства № 583 («О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений») была введена новая система оплаты труда (НСОТ). Согласно нововведениям, оплата педагога зависит от:

  1. Оклада (учитывается степень квалификации).
  2. Компенсационных выплат.
  3. Мотивирующих доплат. Специалист, совмещающий работу в нескольких школах, может рассчитывать на получение таких выплат в каждой из них.

Согласно нововведениям, руководство учебного заведения может самостоятельно использовать фонд заработной платы. Важным преимуществом в реформе было увеличение федерального зарплатного фонда на 30%. Именно из этой надбавки состоят стимулирующие выплаты.

Реформа не везде сработала позитивно: благодаря доступу к фонду заработной платы, директор школы может повысить себе зарплату, а оклады остальных сотрудников заметно сократить.

Сколько зарабатывают учителя в России?

Средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ за январь-сентябрь 2018 года по данным Росстата представлена в таблице.

Средняя зарплата педагогов общего образования по регионам России

Средняя заработная плата, рублей
всего в том числе по формам собственности организаций
федеральная субъектов Российской Федерации муниципальная
Российская Федерация 37 697 63 539 62 039 32 010
Центральный  федеральный округ 52 258 66 781 84 455 32 833
Белгородская область 27 765 1) 26 912 27 798
Брянская область 23 416 1) 23 949 23 386
Владимирская область 28 121 30 483 27 907
Воронежская область 27 527 35 874 27 122 27 523
Ивановская область 22 120 1) 22 066 21 987
Калужская область 32 126 32 111 32 127
Костромская область 23 730 1) 22 739 23 804
Курская область 26 087 26 154 26 081
Липецкая область 26 995 26 963 26 997
Московская область 51 252 49 425 64 366 51 132
Орловская область 23 953 1) 27 872 23 666
Рязанская область 27 458 27 767 27 426
Смоленская область 24 663 27 240 24 376
Тамбовская область 23 437 1) 23 417 23 437
Тверская область 26 559 1) 29 487 25 708
Тульская область 30 229 46 461 31 010 29 943
Ярославская область 28 592 29 602 28 518
г.Москва 90 690 81 000 90 852 2) 77 087
Северо-Западный федеральный округ 42 734 76 530 51 640 36 194
Республика Карелия 34 219 1) 32 696 32 952
Республика Коми 44 081 47 853 43 597
Архангельская область
в том числе:
Ненецкий авт. округ 77 898 77 898
Архангельская область без авт. округа 38 322 1) 38 104 38 280
Вологодская область 29 820 1) 30 463 29 797
Калининградская область 30 659 30 166 30 684
Ленинградская область 42 018 42 235 41 998
Мурманская область 50 586 108 885 50 836 49 489
Новгородская область 28 204 30 675 27 970
Псковская область 23 700 1) 24 446 23 563
г.Санкт-Петербург 53 491 70 837 53 084
Южный федеральный округ 27 780 51 411 28 058 27 576
Республика Адыгея 23 736 23 297 23 763
Республика Калмыкия 23 464 20 541 23 687
Республика Крым 29 214 1) 31 278 29 000
Краснодарский край 29 487 65 193 29 244 29 218
Астраханская область 26 675 1) 28 193 26 499
Волгоградская область 26 557 1) 26 672 26 548
Ростовская область 26 797 32 720 27 350 26 727
г. Севастополь 30 604 1) 28 304
Северо-Кавказский федеральный округ 21 869 55 731 21 932 21 703
Республика Дагестан 20 312 23 657 20 529 20 293
Республика Ингушетия 21 624 1) 21 611
Кабардино-Балкарская Республика 21 390 21 937 21 351
Карачаево-Черкесская Республика 21 576 1) 21 539
Республика Северная Осетия — Алания 22 001 1) 24 537 21 094
Чеченская Республика 22 575 42 752 22 491 22 492
Ставропольский край 24 504 1) 24 328 23 963
Приволжский федеральный округ 28 047 55 110 28 564 27 857
Республика Башкортостан 29 475 1) 29 949 29 437
Республика Марий Эл 23 413 26 212 22 985
Республика Мордовия 23 293 24 971 23 173
Республика Татарстан (Татарстан) 30 930 51 626 31 664 30 666
Удмуртская Республика 28 167 1) 31 222 28 118
Чувашская Республика — Чувашия 23 919 24 037 23 912
Пермский край 29 986 1) 33 868 29 723
Кировская область 24 023 1) 23 804 24 063
Нижегородская область 29 729 1) 31 053 29 701
Оренбургская область 27 392 1) 26 867 26 771
Пензенская область 26 223 1) 26 843 26 177
Самарская область 29 598 1) 29 942 29 209
Саратовская область 24 249 24 797 24 410 24 237
Ульяновская область 26 159 1) 24 816 25 629
Уральский федеральный округ 42 194 62 716 39 827 42 196
Курганская область 24 282 1) 24 676 24 200
Свердловская область 33 868 54 279 32 350 33 838
Тюменская область
в том числе:
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 67 735 72 508 67 429
Ямало-Ненецкий авт. округ 92 426 1) 92 433
Тюменская область без авт. округов 43 285 79 244 1) 42 202
Челябинская область 31 333 1) 30 493 31 338
Сибирский федеральный округ 32 382 63 631 33 209 32 245
Республика Алтай 26 354 27 189 26 286
Республика Бурятия 32 128 1) 32 231 32 122
Республика Тыва 30 370 1) 29 100 29 029
Республика Хакасия 30 851 30 759 30 857
Алтайский край 22 900 23 875 22 835
Забайкальский край 31 607 43 796 31 404 31 594
Красноярский край 39 893 1) 38 097 40 055
Иркутская область 36 783 1) 37 028 36 764
Кемеровская область 31 930 1) 33 383 31 906
Новосибирская область 31 441 1) 33 044 31 398
Омская область 28 393 1) 34 199 27 470
Томская область 36 175 1) 34 404 36 250
Дальневосточный федеральный округ 49 980 67 071 46 316 50 012
Республика Саха (Якутия) 60 048 56 157 60 200
Камчатский край 67 026 63 843 67 377
Приморский край 37 609 69 035 34 940 35 962
Хабаровский край 41 947 44 977 43 561 41 723
Амурская область 35 917 1) 36 590 35 871
Магаданская область 67 370 73 863 66 811
Сахалинская область 70 683 71 664 70 663
Еврейская автономная область 35 913 1) 36 352 35 895
Чукотский автономный округ 94 184 1) 94 227

1) Данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от единственных организаций в соответствующей сфере деятельности в отдельных субъектах Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.07 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ст.4, ст.9).

2) Включены данные об уровне средней заработной платы педагогических работников государственных общеобразовательных организаций города Москвы, реализующих программы дошкольного образования.

Чтобы достоверно узнать, сколько зарабатывали учителя и педагоги других отраслей, а не только в общих образовательных учреждениях в 2018 году, можно ознакомиться со статистическими данными, сформированными Федеральной службой государственной статистики Росстат. В таблицах представлены различные категории специалистов: педагоги дошкольных и общих образовательных учреждений, преподаватели ВУЗов, СПО и НПО.

Например, чтобы узнать, сколько зарабатывает учитель начальных классов, достаточно выбрать область и округ, в котором расположено учебное заведение. Приведем некоторые данные из таблицы Росстата.

Зарплата учителей начальных классов в РФ

Федеральный округ Средняя зарплата по округу, руб. Минимальная зарплата по округу, руб. Максимальная зарплата по округу, руб.
Центральный 32 203 21 059 (Орловская обл.) 50 710 (Московская обл.)
Северо-западный 40263 20 649 (Псковская обл.) 65 461 (Ненецкий а. о.)
Южный 24 842 20 126 (Республика Адыгея) 27 115 (Краснодарский край)
Сибирский 28 822 20 876 (Алтайский край) 32 760 (Красноярский край)
Северо-Кавказский 20 300 18 041 (Республика Дагестан) 22 325 (Ставропольский край)
Приволжский 25 670 20 051 (Республика Марий Эл) 27 914 (Самарская область)
Уральский 36 602 22 547 (Курганская обл.) 72 966 (Ямало-Ненецкий а. о.)
Дальневосточный 43 885 31 442 (Амурская обл.) 75 463 (Чукотский а. о.)

В представленных таблицах указана средняя зарплата педагогов начальных классов в 2018 году. Оттого, насколько больше зарабатывают учителя начальных классов в России, зависит форма собственности образовательного учреждения: федеральная, муниципальная или субъект РФ.

Если вы хотите узнать, сколько зарабатывали учителя в Москве, предлагаем статистические данные за январь – сентябрь 2018 года:

Средняя зарплата педагогов начальных классов в Москве

Средняя зарплата, руб. По форме собственности, руб.
Федеральная Субъекты РФ Муниципальная
90 690 81 000 90 852 77 087

Для сравнения, приведем данные о том, сколько зарабатывали учителя в Санкт-Петербурге.

Средняя зарплата педагогов начальных классов в Санкт-Петербурге

Средняя зарплата, руб. По форме собственности, руб.
Федеральная Субъекты РФ Муниципальная
53 491 70 837 53 084 41 998 (по Ленинградской обл.)

Какими будут оклады педагогов в 2019 году

Согласно проекту федерального бюджета на 2019–2020 гг., запланировано индексирование зарплат сотрудников бюджетной сферы.

Так, с 1 сентября 2019 года, предполагается их повышение на 6%, а в 2021 г. — на 6,6%. Помимо индексации, запланировано увеличение минимального уровня оплаты труда (МРОТ), что также будет влиять на то, сколько будут зарабатывать учителя в 2019 году. Зарезервированные суммы в бюджете должны поднять зарплаты сотрудников бюджетной сферы на средний уровень, установленный по стране.

Чтобы узнать, сколько в среднем будут зарабатывать учителя в 2019 году, с учетом индексации, проводятся нехитрые математические манипуляции (прибавляем к средней зарплате 6%). В итоге приблизительные цифры заработной платы для разной категории специалистов следующие:

  • Воспитатель — 34 700 р.;
  • Педагог доп. образования — 42 100 р.;
  • Учитель — 44 760 р.;
  • Преподаватель в ВУЗе — 93 000 р.

Эти цифры говорят о положительных изменениях в сфере образования. Если сравнивать с официальными данными Росстата, указанными в таблице ниже, зарплата учителя в 2013 году составляла 29 038 руб.

Средняя заработная плата (в рублях)

Средняя заработная плата (в рублях)

Стоимость одного урока в частной школе

Многие преподаватели, в связи с небольшой зарплатой, вынуждены оформлять поурочное сотрудничество с частной школой. В столице РФ стоимость 1 урока составляет в среднем 300–350 рублей. Чем выше статус учебного заведения, тем дороже цена занятия. На зарплату влияет не только количество часов, но и дополнительные нагрузки (к примеру, заведование кабинетом).

Сколько зарабатывают учителя в других странах

Некоторые педагоги, в поисках лучшей жизни, принимают решение эмигрировать. Им интересно будет узнать, сколько зарабатывает школьный учитель за рубежом. Рассмотрим государства, в которых самые большие оклады педагогов:

  1. Люксембург занимает почетное первое место, годовая зарплата за год варьирует в пределах 79 130 $.
  2. Германия не сильно отстает от своих соседей — 61 419 $.
  3. 43 557 $ — вот сколько зарабатывает учитель в США в год.
  4. В Австрии педагог за год зарабатывает в среднем 37 123 $.

Интересный факт: В Чехии нет «учителя-физика», «математика» или «трудовика». Здесь педагог обязан вести сразу несколько предметов.

Какими будут оклады педагогов в 2019 году

Специалисты с педагогическим образованием, владеющие иностранными языками, получают достойную зарплату за границей.

Профессия педагог

В истории человечества профессия педагога известна с античных времен. В ней заложен опыт преемственности поколений, образованный тысячелетиями. В древности старейшины рода делились приобретенным опытом с подрастающим поколением. Именно они входили в первую образованную общность людей, главная роль которой сводилась к передаче имеющейся информации потомкам.

Слово «педагог» (от греч. paidos — дитя, ago — воспитывать), дословно переводится как «детоводитель». В Древней Греции педагогами называли рабов. В их обязанности входил присмотр за юными наследниками аристократов. Они провожали их в школу, после занятий осуществляли с ними моцион. Со временем педагогами стали величать людей, занимающихся обучением и воспитанием молодого поколения.

Понятие «учитель» появилось чуть позже, когда общество признало потребность в создании специального детского труда, обучения. Такая деятельность ориентировалась на процесс обучения, получения знаний и умений. Учителями стали называть людей, которые наставляют, обучают.

В Древнем Египте и Вавилоне жрецам отводилась учительская роль, а в Древней Риме — чиновникам, знавшим языки и культуру других стран. На Руси учителями являлись «мастера грамоты», которые передавали детям навыки письма и чтения.

Интересный факт: в некоторых странах до сих пор разрешены телесные наказания в школах, например, в некоторых штатах США и в частных школах Австралии.

Знаменитые учителя

Великие педагоги были во все времена. В Китае гордятся Конфуцием, в Чехии — Коменским Я.А., в Швейцарии — Песталоцци И.Г., в России — Ушинским К.Д. и Макаренко А.С. Все они — создатели сотен педагогических учебников и научных изданий. Их труды ценны и по сей день. Так, работа великого русского педагога Ушинского К.Д., «Родное слово», переиздавалась 167 раз, имеет всемирное значение и неслыханный тираж в истории.

Требования к личности педагога

Психологи выделяют некоторые способности личности, которые позволяют достичь высоких результатов в педагогической деятельности. К ним относятся:

  • Коммуникативные. Умение общаться с разновозрастной группой людей.
  • Речевые. Способность разумно проявлять мысли и желания.
  • Экспрессивные. Умение наилучшим образом преподнести материал для изучения.
  • Перцептивные. Способность понять душевное состояние учеников на психологическом уровне, не используя вербальное общение.
  • Эмпатия. Умение сопереживать, разделять страдания и радость воспитанников.
  • Суггестивные. Способность к внушению личности.
  • Конструктивные. Навыки планирования педагогической деятельности на основе установленных в плане целей и задач.
  • Творческие. Способность к нестандартному подходу, применение новых методов в обучении.
  • Саморегуляция — владение собой в любых стрессовых ситуациях.

Эти способности целостны, дополняют друг друга.

Однако основополагающим качеством педагога является любовь к детям. Без него невозможно достичь успеха в выбранной деятельности.

Нравится
Ха-ха
Ого
Скучно
Грусть
Возмутительно
Не нравится