Тенденция к увеличению количества возможностей для дистанционной работы существует, этот вид занятости становится все более популярным.
Безусловно, такое сотрудничество обладает рядом выгод и для сотрудника и для нанимателя. Первый, имея все гарантии, что и сотрудник офиса, может трудиться в комфортных условиях, без затрат времени и средств на дорогу к рабочему месту.
Работодатель, в свою очередь, сокращает издержки на аренду помещения и организацию рабочих мест, зачастую получает большую производительность труда, так как условия соответствуют пожеланиям работников.
Договор на дистанционную работу
Стоит отметить, что если речь идет о нештатном сотруднике, то есть фрилансере – Трудовой Кодекс эти отношения не регулирует. Такое сотрудничество является, по сути, возмездным оказанием услуг и лучшей страховкой для обеих сторон будет грамотно составленный договор. Соответственно, чем тщательнее проработаны в договоре пункты об оплате услуг, расписании работы, оценке результатов и прочее, тем меньше вероятных рисков есть у сторон. Кроме того, договорные отношения позволяют в случае спора смело обращаться в суд за решением проблемы.
Правила взаимодействия с сотрудником при дистанционной работе
Если же сотрудник оформляется в штат компании, есть ряд подводных камней, которые стоит учитывать.
Дистанционный документооборот
Дистанционная работа предполагает и дистанционный документооборот. При обмене бумагами для подписания может произойти ошибка или просто проявиться невнимательность, которая повлечет за собой сложности. Если в итоге обмена документами какой-то из них будет не подписан (личная, электронная подпись) одной из сторон, при судебных разбирательствах он будет признан несогласованным. Претензии, соответственно, не подтвердятся. Относиться к оформлению необходимо предельно внимательно.
Некомпетентный сотрудник
Есть шанс принять на работу некомпетентного сотрудника, так как интервью на расстоянии (с поддержкой интернета) не гарантирует 100% уникальности знаний кандидата. Важно обязать претендента подтвердить свой стаж.
Утечка информации
Существует риск утечки информации – решением будет создание корпоративного облака, без возможности копирования документов оттуда. Так в крупных компаниях минимизируют риск утраты конфиденциальной информации.
Контроль дистанционного сотрудника
Дистанционного сотрудника трудно контролировать – эта сложность решается путем контроля не сотрудников, а выполнения постановленных задач, соответствие каждого полученного результата формулировке поставленной задачи. В качестве инструмента контроля удаленного сотрудника обычно используют системы «Битрикс24» и аналогичные ей. Также момент оценки результатов труда можно подробно описать в трудовом договоре – регулирование таким образом также поможет всем быть в тонусе.
Качество работы, выполненной дистанционно
Сложность в общении через месенджеры может негативно влиять на качество работы, что в дальнейшем вызовет споры по результативности. Последний пункт решается путём регулярных встреч, совместных мероприятий, подключение сотрудников по конференц-связи к совещаниям, чтобы сотрудник не чувствовал недостаток живого общения и взаимодействия с другими сотрудниками.
Передача документов, наличие электронной подписи
Отсканированные заявления, приказы и прочие документы также не будут признаны судом в случае необходимости. Живая или усиленная электронная подпись – железное условие для того чтобы документ был действителен. Все проблемы, которые возможны при дистанционной работе, решаются на этапе согласования условий труда. Необходимо скрупулезно прописать режим работы, механизмы обратной связи и предоставления отчетности, социальные гарантии, санкции (см. Оформление удаленного сотрудника). Если к моменту оформления сотрудника отнестись ответственно, то сотрудничество будет приятным и взаимовыгодным.