Правила работы с фрилансерами. Работодатели об удаленной работе

— Обновлено:
Правила работы с фрилансерами. Работодатели об удаленной работе
Поделиться

О правилах работы с удаленными сотрудниками, полученных на собственном опыте управления персоналом рассказывает Нина Филоненко, совладелец и директор по развитию компании «Экоокна».

Наша компания давно практикует сотрудничество с удаленными сотрудниками — фрилансерами. Ошибочно думать, что такой формат работы применим только для IT-компаний. Я бы сказала, что фрилансеры приживаются в тех компаниях, где готовы меняться и адаптировать бизнес-процессы для подобной формы работы. Профиль компании и сфера деятельности не играют роли. В качестве ощутимого бонуса компании получают заметную экономию на ФОТ, экономию на издержках на содержание офиса и оптимизацию бизнес-процессов.

На начальном этапе мы прошли через стадию проб и ошибок. Вынуждены были отказаться от некоторых фрилансеров, доработать отдельные процессы. Сейчас в удаленном формате у нас постоянно работают дизайнеры, программисты, сметчики. Есть категория удаленных сотрудников, которых мы привлекаем по временным договорам, на проекты.

Разочарование и трудности при работе с фрилансерами возникают в основном у тех компаний, где не выстроена система коммуникаций, нет четких правил по отчетности и контролю работы и критериев при найме. На самом деле — никакого волшебства здесь нет. Я бы даже сказала, что это классика менеджмента. Есть иллюзия, что офисных работников контролировать легче, чем удаленных, и рисков с ними меньше. Но на практике все зависит от правильного подбора персонала. Можно погореть с офисным бездельником и тунеядцем, который будет просиживать штаны за зарплату и вытащить джек-пот с фрилансером-работягой. Главное — правильный подбор удаленного персонала.

Нужно понимать, что в большинстве случаев в фриланс идет определенная категория людей. Мотивы и причины у всех разные: это могут быть специалисты, которые устали ездить в офис, молодые мамы, решившие поменять свою жизнь и место жительства.

Минимизировать риски при работе с фрилансерами можно, когда на берегу обговариваются правила игры. Часто в таких случаях выручают программы по ведению проектов типа Trello и Microsoft Project. Иногда достаточно прописать все этапы проекта и отчетность в Google Диск.

Очень важна адекватная оценка деятельности удаленного сотрудника. В некоторых компаниях их деятельность контролирует кто придется, поэтому не учитываются нюансы и специфика работы. В этом случае велик риск, что априори сотрудничество потерпит фиаско. Например, важно, чтобы дизайнера, менеджера по рекламе или программиста контролировал маркетолог или директор по маркетингу, а не бухгалтер или администратор. Это должен быть человек, который понимает, сколько времени уходит на ту или иную работу и из каких этапов она состоит.

Никогда не стоит давать удаленному сотруднику сразу большой объем работы, если ранее не было опыта работы с ним. Лучше это делать маленькими порциям. Так вы сможете проверить его на надежность и ответственность и избежите ненужных проблем. А ему будет проще понять специфику бизнеса и без лишних стрессов наладить способы коммуникации с представителем компании.

Золотое правило работы с фрилансерами гласит: «Незаменимых людей нет». Никогда не делайте ставку на одного человека. В вашем арсенале должны быть несколько дизайнеров, несколько программистов, несколько менеджеров по рекламе. Если вдруг кто-то внезапно исчезнет с небосклона или начнет срывать сроки (а такое случается даже с самыми проверенными людьми), вы не метались в отчаянии по Интернету.