Решение проблем бизнеса с помощью ИТ

Решение проблем бизнеса с помощью ИТ
Решение проблем бизнеса с помощью IT. Фото: windowsreport.com

С какими проблемами в период пандемии столкнулись ИТ-компании и их заказчики? Какие из этих проблем бизнеса и как можно и нужно решить с помощью ИТ?

Четыре ИТ-компании из разных сегментов рынка — информационная безопасность, автоматизация предприятий, отечественный софт, управление на основе данных — рассказывают о том, с какими основными проблемами в период пандемии столкнулись они и их заказчики, как и какие из них можно и нужно решить с помощью ИТ.

Организация бизнес-процессов

Комментирует Светлана Гацакова, директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group.

Прежде всего, нужно понимать, что пандемия еще не закончилась, угрозы сохраняются, и бизнес не спешит возвращаться к привычному способу организации работы. Но дело тут, пожалуй, уже не столько в пандемии, сколько в том, что полное возвращение и не нужно, и невозможно.

Конечно, ничего хорошего в пандемии нет, но нельзя не учитывать, что она стала стимулом для серьезной перестройки деятельности большинства компаний и значительно ускорила процессы цифровой трансформации, начавшиеся на передовых предприятиях задолго до этого.

Светлана Гацакова
Светлана Гацакова

Обеспечение непрерывности бизнеса

Не секрет, что при правильной организации бизнес-процессов организация переживает кризис менее остро, чем та, где этой работе своевременно не уделялось достаточно внимания. С другой стороны, в современном мире именно ИТ-технологии являются фундаментом, обеспечивающим стабильную работу как в обычной ситуации, так и в сложные периоды.

Мы в ALP изначально создавали инструменты обеспечения непрерывности бизнеса, в основе которых лежат технологии управления процессами, обеспечения отлаженных коммуникаций, а также средства четкого планирования и сквозного контроля. Именно этот подход позволил нам быстро адаптироваться к новой реальности и отладить дистанционную работу без какого-либо ущерба для наших заказчиков.

Другое дело, что создавали мы такую систему не под пандемию, а понимая, что наш внутренний инструментарий управления со временем может с успехом применяться и на площадках наших клиентов. Сегодня мы констатируем, что те из них (а таких абсолютное большинство), кто заранее стал применять эти инструменты у себя, не просто не потерял темп, но и смог раскрыть потенциал и гибкость ERP-систем, уже развернутых нами на их территории.

Технология работы с удаленным персоналом

Еще один важный вопрос – технология работы с персоналом в условиях «дистанционки». Очевидно, что здесь ИТ-технологии просто незаменимы. Именно они реализуют правильно выстроенный документооборот, позволяют сформировать автоматическую гибкую отчетность, обеспечивают должную безопасность, дают возможность как отдельным сотрудникам, так и рабочим группам одновременно следить за ходом выполнения конкретных проектов и осуществлять глобальное управление.

С их помощью за прошедший период мы уже многому научились: стали использовать новые методы мотивации, приемы, формирующие сплоченность групп, внесли изменения в ход регулярных «планерок» и т.д. И все же, одних технологий недостаточно. Фактор прямого человеческого общения и социального взаимодействия по-прежнему важен.

К сожалению, обстоятельства таковы, что нам приходится перестраиваться «на лету» и эмулировать такое общение, все-таки, с помощью технологий. Конечно, они не заменят всех традиционных неформальных организационных процессов, но возможности ИТ нужно использовать максимально. Когда сложный период будет позади, в нашем багаже останется апробированный механизм обеспечения успешной работы в любых условиях, – а он нужен во все времена и в любом бизнесе.

Удаленная работа с Битрикс24

Спикер — Алексей Мамонов, генеральный директор компании «Центр Аналитических Систем».

Сегодня уже возможно провести некоторый анализ произошедшего во время первой волны пандемии, особенно с точки зрения ее влияния ИТ на бизнес, управление компаниями и государством.

Алексей Мамонов, генеральный директор компании «Центр Аналитических Систем».
Алексей Мамонов

Основные проблемы, которые пришли к нам на фоне карантинных мер, связаны с невозможностью офлайн взаимодействия людей практически во всех сферах, кроме, пожалуй, здравоохранения. Поэтому и бизнес, и граждане вынуждены были искать свои стратегии адаптации к новым условиям, используя для этого, в том числе, различные технологические инструменты. Для некоторых типов организаций такой опыт оказался достаточно болезненным.

Для нашей компании существенных изменений в работе это не принесло, так как мы уже давно работаем распределенно, то есть не зависим от физического расположения сотрудников. Здесь мы полагаемся на решение Битрикс24. Однако, некоторые наши партнеры и заказчики, имеющие ограничения, связанные с «бумажными» бизнес-процессами и особыми требованиями информационной безопасности, были вынуждены либо частично приостановить свою деятельность, либо ускоренными темпами расширять охват мобильных защищенных рабочих мест.

Это, безусловно, повлияло и на нашу работу, так как сроки различных согласований стали длиннее. С другой стороны, такие ограничения позволили произвести ряд изменений в бизнес-процессах обмена документами. Например, компании стали более активно пользоваться сервисами юридически значимого обмена документами, тем более, что законодательная база для этого уже давно существует.

Для себя я отметил, что пандемия сыграла роль сильного индикатора по выявлению качества ИТ-продуктов.

К примеру, мы все стали свидетелями многократного повышения спроса на сервис платформы Zoom. В то же время, многие другие, уже существовавшие, сервисы и корпоративные системы с аналогичной функциональностью оказались недостаточно подготовленными, недостаточно удобными, недостаточно доступными.

Например, в сфере государственного и частного образования уже было закуплено немало систем дистанционного обучения, однако для проведения онлайн уроков в школах большинство преподавателей пользовались Zoom или Skype.

Радует, что выводы были сделаны на всех уровнях и в ИТ-сферу начали поступать более серьезные инвестиции, по сравнению с тем, что было еще год-два назад. Одним из таких недавно объявленных масштабных проектов является создание российской облачной платформы для защищенных видеоконференций. Если она окажется доступной и удобной, это принесет реальную пользу многим людям в части возможности личного общения в условиях, подобных недавней пандемии.

Организация рабочего места дома

Спикер — Григорий Сизоненко, генеральный директор Группы компаний ИВК.

Если проблему можно решить, то это не проблема, а задача. В период пандемии у ИВК возникло несколько новых задач, связанных с переводом сотрудников на режим самоизоляции. Благодаря программным и аппаратным средствам собственной разработки, мы не только успешно решили их, но и помогли справиться с аналогичными трудностями партнерам и клиентам.

Григорий Сизоненко, генеральный директор Группы компаний ИВК
Григорий Сизоненко

Первая задача – организация полноценного рабочего места дома. Для всех наших сотрудников рабочее место – это компьютер с набором необходимого ПО и защищенным выходом в корпоративную сеть. Такие рабочие места потребовалось развернуть на домашних компьютерах очень быстро, за несколько дней.

Наша компания оказалась готовой ответить на этот вызов времени. Сотрудники получили дистрибутив нашей защищенной операционной системы «Альт 8 СП», записанный на компакт-диск.

В дистрибутив включена как сама операционная система, так и набор прикладного ПО для решения повседневных задач: Интернет-браузер, клиент электронной почты, офисный пакет (редакторы текстов, таблиц, презентаций, графиков), мультимедиа-редакторы (аудио, видео, фото, графики), средства сканирования и распознавания текстов, электронные словари и пр. С диска выполняется загрузка ОС, и в ее среде сотрудник работает с теми же приложениями, которые он использует в офисе.

Но часть приложений и ресурсов, необходимых для работы, находятся на серверах в офисе и в корпоративном облаке. Это система электронного документооборота, бухгалтерские программы, базы данных и т.п. К ним мы организовали безопасный удаленный доступ и обеспечили сотрудникам возможность работать в дистанционном режиме с эффектом присутствия в офисе.

Для этого мы используем сертифицированное средство криптозащиты информации собственной разработки – СКЗИ «ИВК КРИПТО». Когда сотрудник со своего удаленного компьютера подключается к ИТ-инфраструктуре ИВК через VPN-сеть, автоматически загружается рабочий стол его офисного компьютера или открывается терминальная сессия. Такой подход позволяет использовать домашний компьютер для безопасной работы с корпоративными ресурсами.

Надо отметить, что режим удаленной работы, который в начале самоизоляции оценивался многими организациями как проблема, теперь стал одним из рабочих форматов. Поэтому наработки ИТ-компаний, сделанные в острый период пандемии, пригодятся и в «мирное» время.

Например, портативное готовое рабочее место нашей разработки на USB-носителе. Оно организовано по принципу «включи и работай»: все программное обеспечение размещено на USB, его не надо устанавливать на жесткий диск компьютера. Сотруднику достаточно просто подключить к любому компьютеру флешку с набором ПО – и он мгновенно «перемещается» в офис, независимо от своего реального местонахождения.

В период самоизоляции мы помогли некоторым из наших партнеров и заказчиков организовать дистанционную работу сотрудников, и впредь готовы делиться своим опытом с любой организацией, которая заинтересована в создании гибкой инфраструктуры на основе технологически независимых российских решений.

Перевод сотрудников на удаленный режим работы с помощью VPN

Комментирует Олег Губка, директор по развитию бизнеса Аванпост.

Безусловно, одной из основных задач у организаций в период пандемии был перевод сотрудников на удаленный режим работы. Необходимо было в кратчайшие сроки обеспечить удаленный доступ к информационным ресурсам организации для всех пользователей. При этом в условиях доступа сотрудников к корпоративным данным с домашних компьютеров риски информационной безопасности значительно возрастают.

Олег Губка
Олег Губка

Поэтому задачи подготовки ИТ-инфраструктуры стояли как перед ИТ-, так и перед ИБ-специалистами. Надо сказать, что справлялись с ними все по разному. Проще пришлось тем организациям, где уровень зрелости ИТ и ИБ был достаточно высоким и удаленный доступ уже фактически существовал, необходимо было только масштабировать соответствующие решения для всего количества пользователей.

Набор таких решений варьируется в зависимости от возможностей организации, но чаще всего это VPN-решения с усиленной двухфакторной аутентификацией, либо системы виртуальных рабочих столов, которые обеспечивают лучший уровень защиты с недоверенных устройств. При этом не надо забывать и про другие аспекты информационной безопасности, особенно когда периметра корпоративной сети фактически не существует.

В таких условиях одним из основных процессов обеспечения информационной безопасности должно являться обучение и повышение осведомленности пользователей. Также дополнительную эффективность приобретают инструменты по управлению доступом к информационным ресурсам, такие как IDM-системы.

В конечном счете, когда режим удаленной работы был полностью отлажен как организационно, так и технически, многие организации увидели его реальные преимущества, такие как сокращение офисных расходов, и планируют распространить эту практику и на период после окончания острой фазы пандемии.