Плюсы и минусы онлайн-образования

334
Плюсы и минусы онлайн-образования
Асмолов Александр Григорьевич. Фото: pravmir.ru
Валентина Тамм
Журналист и инженер

Академик Российской академии образования Александр Асмолов, являющийся членом СПЧ при президенте РФ, поделился своим мнением о цифровизации образования, внедрении онлайн-образования в школах, получившем значительное ускорение в период пандемии коронавируса.

Основной риск трансформации реальности, связанной с инновационными технологиями, заключается, по мнению эксперта, в том, что школу принято рассматривать как вне общества, так и вне государства, считая, что трансформация школы может носить автономный характер.

Плюсы онлайн-образования

Онлайн-образование, как утверждает Асмолов, заставляет уйти от авторитарной коммуникации, так как работая в подобном режиме, когда аудитория может превышать заявленную в разы, невозможно позволить себе общаться со студентами в режиме монолога.

В отличие от реального мира, где студент может не прийти на лекцию, в онлайн все намного проще, так как можно просто вывесить какую-либо иконку и заниматься своими делами, в связи с чем на первый план выходит непосредственно понимание предмета, окруженное межличностным общением, а не холодное приобретение знаний.

Сопротивляться онлайн-образованию и говорить, что подобную схему обучения навязывает Запад, преследуя исключительно свои интересы, — тупиковый путь.

В 2020 году, в связи с пандемией коронавируса, начались совершенно другие отношения между учителями и родителями школьников, а представители старшего поколения стали проявлять повышенный интерес к изучению современных технологий, чтобы быть на одной волне со своими внуками. Подобная ситуация внушает оптимизм, однако противники онлайн-образования утверждают, что подобная система обучения нивелирует личность учителя.

В настоящее время происходит изменение поведения учительства и хотя учитель продолжается оставаться предметодателем, основная его роль заключается в мотивации учащихся. Кроме того, современный учитель должен выступать в качестве своеобразного навигатора в море информации, помогая ученику выбрать то, что поможет последнему в развитии.

Наконец, самым важным качеством учителя является коммуникативный навык, так как преподаватель, который не обладает способностью идентифицироваться с ребенком и увидеть мир его глазами, никогда не станет любимым учителем. Особо стоит отметить тот факт, что в последнее время все большее значение начинает приобретать не только социальный, но и эмоциональный интеллект, в связи с чем роль учителя будет только возрастать.

Минусы онлайн-образования

Утомляемость, ухудшение устной речи, вред здоровью от пребывания в интернете — как избежать этих минусов онлайн-образования?

Многие, как отмечет Асмолов, утверждают, что цифровые устройства постепенно приводят к вытеснению устной речи, что приводит к отставанию в речевом развитии, а постоянное нахождение в Сети вредит здоровью. Однако в том, что многие дети, да и взрослые, начинают буквально жить в цифровом мире, цифровые технологии не виноваты, как и изобретение колеса, книгопечатания, мирного атома.

Об утомляемости ребенка невозможно рассуждать без мотивации, а при создании образовательных программ необходимо уделять особое внимание их гибкости, чтобы при реализации программ не происходила деградация высших психических функций, имеющих важнейшее значение для жизни.

Интересно: Онлайн-образование в России — это эффективно?

Будущее, по мнению Асмолова, не за педагогическими, а за антропологическими университетами, причем страна, которая осознает это раньше других, получит выигрыша не меньший, чем от изобретения ядерного оружия и открытия ДНК.

2
Обсудить Содержание Поделиться