О корпоративной культуре предприятий

Обновлено:
Время чтения: 6 мин
О корпоративной культуре предприятий
Формирование корпоративной культуры предприятия
Поделиться

Всё больше руководителей задумывается о том, насколько важна роль корпоративной культуры.

Это во многом связано с тем, что российский бизнес переходит на новую ступень развития. Она характеризуется тем, что надо искать новые методы для более эффективного использования имеющихся ресурсов. То же касается персонала. Но далеко не все компании вообще представляют, с чем в данном случае приходится сталкиваться.

Понятие корпоративной культуры

Впервые понятие корпоративной культуры начало использоваться ещё в 19-ом веке. Немецкий фельдмаршал Мольтке стал тем, кто изобрёл данный термин. Спустя некоторое время словосочетание «корпоративная культура» распространилось практически на все сферы жизни, но при этом претерпело некоторые изменения. Изначально оно использовалось при обозначении взаимоотношений у армейских офицеров.

Нельзя преуменьшать значимость данного фактора. От неё во многом зависит то, как будут функционировать, процветать организации в дальнейшем. Сфера деятельности не играет особой роли, ведь существуют разные виды корпоративной культуры.

Корпоративная культура: элементы

Для любого нижеследующего элемента важно принятие со стороны сотрудников, поддержка.

  1. Символика компании, включая слоганы, элементы одежды.
  2. Набор традиций и обычаев.
  3. Какими способами решаются конфликты, внутренние и внешние?
  4. Система коммуникаций. То есть, как следует обмениваться данными, налаживать взаимодействие между подразделениями, общение между конкретными сотрудниками.
  5. Стили, используемые в управлении.
  6. Модели поведения при различных обстоятельствах, как у руководства, так и у самих сотрудников.
  7. Представления относительно целей и задач организации, а так же роли и предназначения (см. Как правильно делегировать полномочия?).
  8. Ценностные установки для конкретных действий сотрудников. Без них мероприятия по повышению корпоративной культуры не окажут должного эффекта.

Работник может сам предпринимать меры воздействия на остальных, если он хотя бы в чём-то не согласен с руководством. Это приводит к появлению негативных факторов. Коллектив начинает быть неуправляемым. А облик компании становится негативным. Потому так важно постоянно корректировать действующую систему.

Для многих работодателей корпоративная культура – это мощный инструмент, способный создать ориентиры для достижения общих целей, увеличить доходы организации. Потому не стоит пускать всё на самотёк, важно прикладывать дополнительные силы к организации данного процесса.

Виды корпоративной культуры и практические примеры

Можно найти достаточно серьёзные отличия, если посмотреть на то, как используется корпоративная культура организации на примере разных стран. Но многие организации стараются использовать те же модели, что и у других, внося некоторые корректировки для лучшей приспособленности. Полностью скопировать модель не получится, ведь у каждой организации процессы проходят по-своему.

Формирование корпоративной культуры в Европе и России

Для европейских стран существуют следующие элементы корпоративной культуры:

  1. Использование различных методов, чтобы вдохновить сотрудников на повышение эффективности работы.
  2. Проведение выступлений, на которых занимаются рассмотрением правил и целей, ценностей (см. Определение ценностей сотрудника для увеличения ценности компании).
  3. Продвижение ценностей, размещение информации на плакатах и брошюрах.
  4. Помощь новичкам с адаптацией.

Для России выделяются такие компоненты корпоративной культуры:

  • Празднование торжеств, не только в пределах офиса, но и в другой обстановке.
  • Спортивные мероприятия. Часто их участниками становятся и компаньоны.
  • Создание корпоративных гимнов.
  • Отдых и поездки, празднования совместно со всеми сотрудниками.
  • Соблюдение и создание прочих традиций. Здесь важными становятся типы корпоративной культуры, используемые на том или ином предприятии.

На территории других стран корпоративную культуру развивают, чтобы помочь новичкам с адаптацией, сплочением. Стараются делать так, чтобы каждый ощущал себя частью команды. В России программы имеют такие же цели, но часто им не хватает проработки. Культурный уклад часто не разделяется нашими сотрудниками, ведь не все готовы тратить время на мероприятия и праздники или погружаться с головой в работу с постоянными неоплачиваемыми переработками. Потому и требуется вносить изменения в используемые методы. Только так можно повысить прибыль корпоративной культурой.

Корпоративная культура организации на примере, по стилю управления

Сначала надо понять, как может управляться организация в тех или иных случаях. Иногда применяются смешанные варианты корпоративной культуры. Ведь часто бывает так, что не всё в организации отличается стабильной работой, либо сама компания ещё только развивается. Главное – не пускать всё на самотёк, иначе этапы формирования корпоративной культуры не закончатся правильно.

Какие элементы корпоративной культуры входят в авторитарную модель

Власть в некотором смысле централизована. Служебная иерархия присутствует, и становится достаточно строгой. Кроме того, осуществляется тотальный контроль деятельности. К учёту не принимаются мнения сотрудников, руководитель опирается на узкий круг приближённых, либо вообще решает всё самостоятельно.

Такое формирование корпоративной культуры в организации обладает и своими недостатками:

  1. Обратная связь полностью отсутствует.
  2. Инициативность снижается.
  3. Морально-психологический климат выстраивается не лучшим образом.

Но есть и преимущества:

  • Высокая эффективность, даже когда на рынке кризис.
  • Наличие чётко выраженной дисциплины.
  • Полный контроль работы со стороны руководителя.

Есть ли функции корпоративной культуры по либеральной модели

Не только руководство, но и сотрудники практически полностью бездействуют. Все стараются оказаться в нейтральной позиции, когда появляются какие-либо проблемы. Работа идёт, но скорость оставляет желать лучшего.

Из недостатков:

  1. Негативные отклики, когда руководство пытается вмешаться.
  2. Мотивация на низком уровне (растет прокрастинация).
  3. Дисциплина со слабым уровнем.

Достоинства так же присутствуют:

  • Отличный вариант для творческих коллективов.
  • Присутствует возможность самовыражаться.
  • Жёсткий контроль отсутствует, цель корпоративной культуры не может быть поставлена чётко.

Цель корпоративной культуре в демократической системе

Обязанности распределяются между участниками коллектива как можно более рационально. Решения принимаются коллегиально. Присутствует двухсторонняя связь.

К положительным сторонам относят:

  1. Одна из важнейших функций корпоративной культуры это создание мотивации для сотрудников.
  2. Лояльное отношение персонала.
  3. Комфорт с психологической точки зрения.

Без отрицательных сторон так же не обошлось:

  • Наличие фамильярности, которая не всегда уместна.
  • Окончательные решения принимаются, но на это уходит много времени.
  • Необходимость в постоянном контроле со стороны руководства.

Как корпоративная культура влияет на прибыль и работников

Корпоративная культура бывает как позитивной, так и негативной. В первом случае эффективность труда повышается, раскрывается творческий потенциал. Легче создавать дружелюбную атмосферу в коллективе. Организации проще продолжать активное развитие, число товаров и услуг в реализации так же увеличивается, внедряется CRM. А вот негативные типы корпоративной культуры, наоборот, тормозят. Репутация и конкурентоспособность понижаются. Как и значение корпоративной культуры, в целом.

Руководство должно применять смешанные типы воздействия, чтобы добиться соответствующего результата. Главное – оценить текущие задачи и цели. И понять, какой вариант позволит добиться оптимальных результатов. Только в этом случае можно будет принять грамотное управленческое решение.

Рейтинг статьи
0,0
Оценок: 0
Оцените эту статью
Редакторский коллектив
Напишите, пожалуйста, свое мнение по этой теме:
avatar
  Подписаться  
Уведомить о
Содержание Оценить Комментарии
Поделиться