Достаточно часто понятия «наставник» и «ментор» используют как синонимы, подменяя один термин другим. И ментор, и наставник, по сути, занимаются обучением других, делясь с ними собственным опытом, однако в бизнесе эти понятия все-таки различают: существенная разница заключается в методологии менторства и наставничества. Различия в этих понятиях раскрывает Сергей Ольницкий, коммерческий директор направления «Полимерные мембраны и PIR» компании ТЕХНОНИКОЛЬ.
Наставничество
В наше время неформальность и российский бизнес – понятия несовместимые. Как бы не внедряли CRM и корпоративные кодексы, люди привыкли держать в голове принципы и правила, которые обеспечивают мирное и комфортное существование в коллективе, передавая их только устным способом. Одна из функций наставника – рассказать новичку о существующих правилах, формальных и неформальных, а также объяснить особенности корпоративной культуры и специфику взаимоотношений в коллективе. Наставничество помогает эффективно адаптировать новых членов команды, не отвлекая при этом руководителя.
В качестве наставника обычно выбирают опытного сотрудника, близкого по функционалу новичку. Эта роль полезна и для самого наставника, он учится делегировать и вовлекается в основы менеджмента. При этом наставник выступает в роли равного партнера, просто более опытного.
Не стоит выбирать для новичка ворчливых, вспыльчивых и токсичных «старичков», чтобы не пришлось заново устраивать адаптацию после такого опыта. В этот период нельзя также исключать изучение уставов, регламентов, положений и других формальных правил, чтобы новый сотрудник составил «картинку» об устройстве компании как можно более полно.
Не все сотрудники готовы делиться «тайными» знаниями и навыками эффективного существования в корпоративной культуре, полученными за период их работы, на безвозмездной основе. Поэтому если в компании нет человека, который готов бескорыстно помочь новичку, стоит установить бонусы для наставника. Например, в виде премии. Однако выдаваться она будет либо только после прохождения испытательного срока новичком, либо после реальных достижений нового сотрудника, к примеру, после выполнения им установленного плана продаж.
Менторство
Самым значительным отличием менторства от наставничества является то, что ментор выступает в роли так называемого гуру, а не просто в роли равного в правах и обязанностях рабочим товарищем. Поэтому, чтобы достичь мудрости ментора, новичку нужно пройти тяжелый путь познаний и свершений. Причем не всегда понятно, как именно можно приблизиться к мудрости ментора. Наставничество в этом плане более четкий и понятный бизнес-инструмент.
Некоторые бизнес-тренеры, или как их еще называют «инфоцыгане», которые некогда добились какого-то успеха и теперь красиво рассказывают, как его достигли, размыли значение понятия «менторства». Этим словом они привлекают ищущих успеха участников для своих тренингов и бизнес-конференций. Однако, к сожалению, такие менторы не могут поделиться по-настоящему ценной и полезной информацией; в их силах только подать красивую историю своего псевдоуспеха за определенную плату. Мало кого интересует, как применить на практике подобные примеры и кейсы из жизни ментора.
Раньше было достаточно модно в кругах успешных предпринимателей и топ менеджеров иметь ментора: он выполнял роль личного психолога и консультанта по достижению гармонии и душевного равновесия. Это тоже можно было назвать «менторингом», и он имел успех – каждый ведь хочет быть успешным и одновременно счастливым, несмотря на постоянно растущие потребности.