KPI — ключевые показатели эффективности — что это такое?

Сегодня каждый бизнесмен пытается найти новые и новые пути для улучшения, развития и контроля собственного дела. Если раньше все методы ведения бизнеса были ориентированы на пережитки Советского союза, то сегодня становятся все более популярными заграничные методы и веяния. Поэтому в этой статье мы решили рассказать об одном из самых популярных способов ведения бизнеса – KPI – ключевые показатели эффективности, а что это такое, рассмотрим ниже.

Знакомимся с показателем KPI

Key Performance Indicators – новый подход в предпринимательстве Российской Федерации, хотя американские и европейские компании эффективно используют его в бизнесе уже несколько десятилетий. KPI – это не сложная экономическая стратегия, это новый подход для анализа эффективности работы, а также для улучшения системы мотивации и поощрения сотрудников.

По опросам, которые были проведены на территории России, большую половину менеджеров, которые работают в разных компаниях, не устраивают системы оценки результатов их работы. Для каждого руководителя это чревато тем, что качество работы каждого сотрудника будет ниже и предприятие может понести убытки. Поэтому, связь план-выполнение-результат-мотивация-поощрение должна быть ясной для каждого работника. Именно это и обеспечивает использование KPI в бизнесе.

Чаще всего бизнесмены России воспринимают KPI как «ключевой показатель эффективности» — но это слишком размытое значение подхода. Самым лучшим названием для KPI будет «ключевой показатель результата деятельности», потому что слово «performance» в переводе с английского значит «результат». Поэтому для того, чтобы понять значение KPI, следует определить различия между показателем эффективности и показателем результата деятельности и выяснить что это такое:

  • Эффективность – соотношение между конечным результатом и потраченными ресурсами на достижение этого результата и возможность компании справляться с поставленными целями, тогда как результативность – это способность предприятия ориентироваться на конечный результат с учетом всех возможных затрат.

Понять значение KPI только по теории будет сложно. Поэтому важно знать, зачем его применяют на практике. Использовать систему KPI лучше всего для крупных предприятий и компаний, которые относятся к среднему бизнесу. Конечно, систему лучше применять для тех, кто собрался расширить свой малый бизнес, так как правильный контроль эффективности – залог успеха. На практике руководитель рассчитывает KPI для каждого сотрудника отдельно, через какое-то время показатели разных сотрудников соотносятся: лучшие – поощряются, а худшие получают взыскание.

Контроль работы персонала: получить готовые отчёты в 2 клика?

Плюсы и минусы применения KPI в ведении бизнеса

kpi ключевые показатели эффективности что это такое

Руководитель – человек, который в первую очередь заинтересован в эффективной работе своего предприятия, он должен следить за каждым процессом, который проходит на производстве, за каждым своим сотрудником, выдавая указания, мотивируя персонал. Кроме того, руководитель не всегда может уследить за тем, как каждый отдельный сотрудник справляется с работой, особенно если их много, а рассчитанный для каждого KPI – прекрасная возможность получать сведения об эффективности работы каждого. Такая система выгодна и для сотрудника – он сам видит объективную оценку своего результата, может здраво оценивать свои силы и развиваться в своей профессиональной деятельности. Кроме того, выполненный в сроки план позволяет сотруднику получить бонусы в виде премии или повышения заработной платы, а это безусловное преимущество.

Недостатки системы ключевых показателей эффективности

Что касается недостатков, то и у такой системы их находят. Среди них:

  • На больших предприятиях, где есть много подразделений, чаще всего просчитывают KPI не для каждого отдельного сотрудника, а для всех работников каждого конкретного подразделения, поэтому если «прокололся» кто-то один, то отрицательный результат будет у всего подразделения, что скажется на заработной плате всех сотрудников отдела. Поэтому при использовании KPI необходимо также учитывать уровень эффективности и командной работы, проводить дополнительные мероприятия по team-building. А лучше всего разрабатывать KPI для подразделений и для каждого сотрудника отдельно, тогда можно будет более объективно оценивать работу сотрудников;
  • Система KPI разрабатывается по конкретным характеристикам уполномоченными сотрудниками, поэтому мнение всех работников очень часто не учитывается при разработке;
  • Нередки случаи, когда система KPI работает по одностороннему принципу, часто без выгоды для сотрудника: сделал работу хорошо – молодец, получи зарплату, сделал плохо – уменьшили размер зарплаты (см. Зарплата в конверте). То есть, система поощрений работает хуже, чем система взыскания;
  • Также недостатком системы является то, что объективно определить KPI для программиста или инженера довольно трудно, так как у этих специалистов часто встречаются уникальные задачи (разработки, изобретения), на решение которых нет четко установленного времени, а у сотрудников нет опыта работы с подобными задачами;
  • Разработка KPI специалистами – это дополнительная работа, затраты времени, сил и денег, что тоже нужно учитывать. Важно понимать, рационален ли этот подход в конкретно взятом случае.

Для того, чтобы система KPI работала на предприятии правильно, необходимо комплексно и со всей ответственностью подойти к ее разработке, делать все постепенно. Тогда и сотрудники будут довольны и руководитель будет удовлетворен результатами труда.

Как KPI применяют в бизнесе

KPI используют в крупных компаниях, малом и среднем бизнесе, которые занимаются продажами различных товаров, к примеру. Здесь KPI высчитывается на основании соотношения количества входящих звонков в компанию и реальных фактов продаж.

Например, менеджер компании по продаже страховых полисов ознакомлен с показателями, которые должны быть выполнены им за определенный промежуток времени и уже сам для себя рассчитывает сколько полисов ему необходимо реализовать и в какие сроки. Для тех, кто только начинает заниматься продажей страховых полисов, KPI составляет 1/10. Это значит, что из десяти встреч, хотя бы один полис должен быть продан. Чаще всего для менеджера по продажам используют такие показатели: количество новых клиентов, объем продаж (см. B2B продажи), размер средней суммы, вырученной из одного клиента, количество отказов.

Для того, чтобы такие KPI работали эффективно, нельзя «вешать» их по 10 штук на одного сотрудника, лучше остановиться на 3-5. Главное – не количество, а качество формулировки. Важно избегать двусмысленностей в объяснении KPI.

Другим примером эффективности использования KPI в бизнесе является сфера логистики, где работа менеджера является самой основной. Здесь KPI позволит не только стимулировать сотрудника, но и выявить слабые места и попытаться от них избавиться. Решить проблему можно эффективно только в том случае, если знать ее причины. Может быть менеджер совершает мало звонков и не получает необходимого количества информации, не встречается лично с заказчиком, не пытается расширить клиентскую базу, не решает проблемы недовольных клиентов.

Конечно, для каждого отдельного вида предприятий важно выбрать определенный вид KPI, как и отдельную стратегию для отдельного предприятия, чтобы сделать работу максимально эффективной.

336 0

Комментарии

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
wpDiscuz