Инновационный менеджмент представляет собой систему управления инновационными отношениями и процессами. Она основана на постоянном поиске новых идей, организации процессов, продвижении и реализации инноваций.
Сущность инновационного менеджмента
Это одна из разновидностей общего менеджмента, при которой весь упор делается на инновационное техническое развитие. Можно сказать, что это своего рода совокупность знаний и систем по современному менеджменту о методиках развития эффективных инноваций в будущем.
Инновационный менеджмент — это механизмы хозяйственного воздействия направленные создание, продвижение и реализацию инноваций, а также на деловые отношения между производителями, покупателями и прочими. Такое воздействие происходит благодаря некоторым особым приемам и стратегиям управления. В тандеме все эти стратегии и приемы составляют механизм управления. Это и есть инновационный менеджмент.
Этапы развития инновационного менеджмента
Принято выделять четыре основных этапа развития инновационного менеджмента:
- Факторный подход. Предполагает изучение сферы инноваций как одно из ключевых направлений развития страны;
- Ситуационный подход. Менеджер действует в зависимости от сложившейся на рынке ситуации;
- Системный подход. Предполагает понимание организации как сложной системы состоящей из взаимосвязанных элементов;
- Функциональная система. Представляет собой совокупность методов принятия управленческих решений.
Основные черты инновационного менеджмента
Отличить инновационный менеджмент можно по следующему списку критериев:
- В инновационном менеджменте приходится иметь дело с уникальной разновидностью ресурсов научными, техническими достижениями (технологии, информация, научные достижения и прочее), а также интеллектуальными. Тут важно понимать фундаментальные отличия между изобретателями и менеджерами. Первый не является предпринимателем. Для изобретателя на первом месте стоит его достижение, открытие или изобретение. Для менеджера на первом месте всегда его организация.
- Инновационный менеджмент отличается системностью, поскольку внедрение различных дисциплин требует структурированности и решения множество задач и проблем.
- Инновационный менеджмент обязан быть максимально творческим и рассматривать всю проблему целиком. Его главная задача заключается в том, чтобы задать правильные вопросы и составить лучшие методики, которые приведут к решению проблемы.
- Все структуры такого менеджмента должны быть максимально гибкими.
- Такой менеджер должен являться специалистом, способным выполнять нестандартные задачи, поскольку он работает в достаточно необычной среде. Это особенно проявляется на быстроразвивающихся рынках.
В качестве субъектов управления могут выступать как группа квалифицированных специалистов (маркетологи, финансисты и прочие) так и отдельно взятый менеджер способный взять на себя такую ответственность. Главная задача заключается в том, чтобы при использовании методов и способов управленческого воздействия проводить такое управление объектом которое наверняка приведет к исполнению поставленной задачи.
Под объектами управления имеются ввиду непосредственно инновации (новейшие методики, например чат-боты), продукты и прочее), новые процессы, а также все отношения между частниками рынка инноваций (продавцы, посредники, покупатели).
И наконец, третий элемент, относящийся к данной разновидности менеджмента это информация или соответствующий продукт.
Функции инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент отвечает за некоторые функции, определяющие создание управленческой структуры. Принято разделять две основные разновидности инновационного менеджмента
- Функции управленческого субъекта;
- Функции управленческого объекта.
Функции управленческого субъекта
К основным функциям субъекта можно отнести:
- Прогнозирование. Способно охватывать длительный процесс в будущем с учетом экономического и технологического управления, как в общем, так и в частности;
- Планирование. Основано на мероприятиях по созданию плановых целей и задач инновациях и по мерам их практического воплощения;
- Организация. Основана на том, чтобы объединить людей и сообща реализовать инновационную программу на основании определенных правил;
- Регулирование. Основана на воздействии на управленческий объект с целью достижения состояния устойчивости в экономической и технологической системе в ситуациях, когда они отклонены от общей программы;
- Координация. Это согласование деятельность каждого звена, отдела и специалиста;
- Стимулирование. Заключается в заинтересованности сотрудников в результате их труда;
- Контроль. Проверка по созданию плана и его дальнейшей реализации.
Функция рискованных финансовых вкладов представляет собой вложение в венчурное финансирование инвестиций на рынке. Вкладывать средства в новый продукт или услугу, в особенности, если такого еще не было на рынке это всегда большой риск. По этой причине практически всегда инвестирование происходит через специальные венчурные фонды.
Прогнозирование в инновационном менеджменте
Под прогнозом принято понимать обоснованные суждения о вероятных состояниях объекта в будущем, о различных путях развития и сроках. Если говорить именно о систему управления, то это предплановая разработка моделей развития управленческого объекта. Все критерии, такие как объемы работ, сроки, характеристики и прочее являются лишь вероятными и допускают внесение корректировок.
Основной целью прогнозирования является получение вариаций развития критериев качества, затрат и прочих элементов при использовании стратегических планов и исследований, а также разработки всей системы менеджмента. К основным задачам прогнозирования мы можем отнести:
- подбор метода прогнозирования;
- прогноз рыночной потребности;
- выявление основных тенденций;
- обнаружение показателей влияющих на величину полезного эффекта;
- прогноз качества конечного продукта;
- обоснование целесообразности проекта.
Если рассматривать октановые принципы управления, которые могут быть применены в инновационном менеджменте, то это будут:
- правильное распределение трудовых ресурсов;
- власть;
- железная дисциплина;
- единство командования;
- единство руководителей;
- каждый должен забыть о собственных, личных интересах в угоду общим;
- достойное вознаграждение;
- централизация;
- строгая иерархия;
- строгий порядок;
- отсутствие текучки кадров;
- справедливость;
- приветствовать любую инициативу;
- общность и единение сотрудников.
Все эти принципы были актуальны раньше и не теряют своей актуальности и на данный момент.