Совесть с точки зрения психологии

43
Совесть с точки зрения психологии
Фото: pravmir.ru
Ратмир Белов
Журналист-райтер

В психотерапевтическом кабинете обычно не говорят о совести. Здесь нет места специально для этого. Это была бы попытка повлиять, убедить, взволновать, а иногда и оказать давление.

Тем не менее, примеры показывают, как нейтральные вопросы терапевта могут пробуждать сознание. Благодаря им появляется определенный процесс рефлексии, ведущий к лучшему пониманию себя, а иногда и к критической оценке собственного поведения. Это может привести к готовности внести изменения в жизнь, когда пациент сам решит, что его действия пока приносят отрицательные результаты. Когда отсутствует мотивация или способность что-то изменить, работа заключается в обучении и работе с ментальными механизмами, которые затрудняют это.

Если бы терапевт сам начал высказывать суждение о моральной ценности поведения, он был бы на стороне суперэго пациента и, следовательно, его внутреннего суждения и наказания. Оно формируется во взаимодействии с родителями или другими значимыми людьми. Таким образом, психотерапевт не заставит пациента задуматься о себе, а будет пытаться повлиять на него. В психотерапевтическом кабинете, однако, важнее, чтобы сам пациент вносил изменения в свою жизнь, чем терапевт делал это за него

Между моральным давлением и зрелой автономией

Вышеупомянутые дилеммы хорошо описаны и приводят различие между моральной совестью и этической совестью. Первое можно сравнить с суперэго, управляемым требованием подчиняться внешним социальным нормам. В процессе воспитания ребенка наказывают поведением, противоречащее нормам, и вознаграждают за их соблюдение. Этическое сознание рождается в процессе самообразования, развития личности, иногда во взаимоотношениях с мастером. Тогда верность ему ассоциируется не с каким-то внешним давлением, а с личной мотивацией. Как бы то ни было, суперэго также содержало этот элемент в форме стремления к идеальному «я».

План счастливого дня для мужчины
План счастливого дня для мужчины
65

Эта стадия развития приводит к индивидуализации и, следовательно, к дальнейшему независимому процессу открытия и реализации ценностей в человеческой жизни. Это выражение большей зрелости и независимости в поисках профессии и ценностей, на которых человек желает основывать свою жизнь, чтобы лучше развиваться в служении другим людям …

Человека, руководствующегося моральной совестью, можно сравнить с наемником, который только выполняет чужие приказы. Этическое сознание возникает у людей, которые не только приспосабливаются к внешним требованиям, но также могут жить в измерении бескорыстного дара «я».

Эти интуиции в некотором роде совпадают с мыслью автора «Духовных упражнений», который рекомендовал, чтобы духовный наставник в сопровождении ретританта в контексте его призвания не склонял его к какому-либо выбору.

Совесть в моральном богословии

Моральное богословие определяет совесть как внутреннюю силу человека, благодаря которой человек может морально оценивать свое поведение. Согласно наиболее богословскому определению, это голос Бога в человеке.

Образ Бога будет влиять на то, как человек воспримет полученное сообщение. Его отправитель — строгий и недоступный Законодатель или милосердный Отец, озабоченный судьбой блудного сына. Самовосприятие также будет влиять на сообщение. И то и другое обычно формируется разными социальными взаимодействиями.

Типы совести

С этой точки зрения совесть может быть широкой, если она может все объяснить, а понятие греха сводится только к редким грубым проступкам. «Я никого не убивал и не грабил, поэтому мне не на что жаловаться …» — такое заявление иногда можно услышать. Однако оно не включает в себя более тонкие аспекты жизни, даже в отношениях с близкими или в плане выполнения государственных обязанностей.

Почему судьба семьи на 90% зависит от женщины
Почему судьба семьи на 90% зависит от женщины
10K

Совесть тоже может быть узкой. Это происходит у людей, которые чувствуют себя виноватыми, когда замечают собственные недостатки, даже в небольшом, иногда не полностью осознанном, поведении.

Также есть скрупулезная совесть, когда человек видит и переживает свой грех даже там, где объективно его нет. Здесь начинается область клинической психологии. С этой точки зрения, в случае сильных моральных сомнений можно говорить о тревожно-невротических расстройствах.

Случалось, что приходил пациент по предложению своего бессменного духовника. Священник замечал, что простое наставление кающегося относительно того, что есть грех, а что нет, только на мгновение облегчило его. Через несколько недель этот человек вернулся к духовнику с дальнейшими болезненными сомнениями и страхом, что его непроизвольные спотыкания в жизни без какого-либо тщательно продуманного искупления могут быть непростительны …

Помимо этих типов совести, существует еще и ошибочная совесть. И по сей день поражают кадры со скрытой камеры полицейского фургона-ловушки, в которую вломился вор и перекрестился, прежде чем запустить двигатель угнанной машины … Человеческая мысль может идти извилистыми дорогами, когда кто-то просит Бога о помощи в ситуации нарушения Его седьмой заповеди.

Другим примером такой совести могут быть попытки заказать мессу для счастливой операции, которая оказывается … абортом … И случается, что такие просьбы о мессе время от времени возникают.

Духовное формирование

Поскольку совесть — это внутренний инструмент измерения собственного поведения, чтобы быть эффективным, она должна быть связана с истиной. Это, в свою очередь, означает соответствие некоторой внутренней субъективной оценки заповедям и объективному нравственному порядку. Это требует работы над точностью показаний собственной совести. Поэтому их можно и нужно откалибровать и установить диапазон их действия.

Как вырастить счастливых людей: 10 шагов, подтвержденных наукой
Как вырастить счастливых людей: 10 шагов, подтвержденных наукой
228

Христианская духовность предлагает множество эффективных средств для этого. Они направлены как на все большее познание Бога и Его ожиданий от христианина, так и на еще более точное понимание принципов христианской морали.

В работе над первым измерением может помочь чтение Священного Писания и размышление над его отдельными фрагментами. Вот путь духовных упражнений может оказаться особенно полезным. И не только в духовном смысле, но и в клиническом. Опытный психотерапевт, который занимался психодинамическим направлением, упомянул пациента с серьезным расстройством личности, который, помимо интенсивной терапии, также следил за игнатианским ретритом. По мнению пациента, это сократило курс лечения примерно на два с половиной года …

Во втором измерении может быть полезно, поразмышлять о заповедях Бога, нравственном учении Церкви и использовании различных проверок совести. Также может быть полезным участие в ретритах, которые углубляют понимание принципов христианской жизни в различных ее сферах.
Третье измерение более личное. Поэтому наиболее эффективной здесь является индивидуальная помощь, например, в диалоге с супругом, духовное наставление, участие в группе обмена или исповеди, желательно с обычным духовником.

С другой стороны, когда кто-то обнаруживает психические заболевания, с которыми он не может справиться, поддержка психотерапевта также может быть полезной.

Приметы времени

Социальный контекст, в котором живет человек, также влияет на восприятие совести. Людей постоянно бомбардируют различными идеями, которые пытаются предложить нам различные пути к нашему собственному нравственному выбору. Существуют также социальные разрешения на неевангелическое поведение. Это также происходило внутри церкви, и, оглядываясь назад, история негативно оценивала, например, крестовые походы, симонию, насилие инквизиции, охоту на ведьм или покупки с индульгенциями.

Психология денег: почему одни богаты, а другие нет
Психология денег: почему одни богаты, а другие нет
15.2K

Сегодняшняя область, требующая исключительной прозрачности, — это проблема сексуального насилия со стороны священнослужителей, которые нарушили свое призвание. Несмотря на попытки разоблачить их деятельность, многие из них за эти годы остались безнаказанными. Для лиц, принимающих решения, которые знали об этом, экологическая солидарность и страх потерять репутацию учреждения стали более важными, чем защита и компенсация уязвимых жертв. Таким образом, произошло искажение понимания не только евангельских ценностей, но и универсальных прав человека.

Сексуальные скандалы в церкви являются примером такой эрозии совести и бросают тень на образ общества, которое учит и пытается сформировать сознание. Таким образом, существует постоянная необходимость смотреть на различные проявления деградации совести как в Церкви, так и в любой другой среде. Корпоративный менталитет грозит его исказить. Чуткость к знамениям времени и мужество в борьбе с естественным сопротивлением переменам могут открыть путь к необходимым реформам, которые сделают голос совести более ясным и понятным.

Оценить
Обсудить Содержание Поделиться