Промышленная маркировка

Маркировка — это нанесение специальной графическо-текстовой информации на товар или его упаковку. В виде примитивных наклеек, клейм или ярлыков маркировка использовалась человечеством с древнейших времен для того, чтобы обозначить принадлежность товара. С расширением торговых связей усилилась и конкуренция, что вынудило производителей разработать новые стандарты маркировки. Появилась необходимость выделить свою продукцию на фоне конкурентов, что в конечном итоге поставило маркировку на первый план технологических процессов производства.

Современная маркировка по промышленным стандартам служит одновременно нескольким целям:

  • идентификационной;
  • мотивационной;
  • рекламной.

Как правило, для идентификации товара используется кодировочная маркировка: штрих-коды, двухмерные QR-коды, RFID-идентификаторы и некоторые другие. В них закодирована основная информация о товаре:

  • артикул;
  • стоимость;
  • тип;
  • количество;
  • срок годности.

Подобная маркировка является обязательной в большинстве стран мира. В России положения, регулирующие нанесение кодировки любого типа, содержатся в государственном стандарте (ГОСТ) за номером 19433-88, а также в некоторых других законодательных актах.

Идентификация — законодательно обязательная цель маркировки, но ее мотивационная или рекламная составляющие полностью зависят от производителя. Дизайнерские логотипы, уникальные шрифты, гармоничная цветовая гамма, ярлыки или брелоки, изготовленные по собственному эскизу — все это относится к сфере промышленной маркировки.

Не секрет, что уникальная упаковка служит гарантом доверия к уже хорошо зарекомендовавшим себя товарам. Это справедливо и к промышленной маркировке. Согласно маркетинговым исследованиям, отсутствие уникальной маркировки отталкивает потребителя.

При грамотном исполнении с использованием современного оборудования и материалов, маркировка способна привлечь внимание потенциального покупателя и заслужить его доверие. Существует два основных подхода к маркированию: аутсорсинг (услуги сторонних фирм) и организация собственного процесса маркирования.

Последний вариант признан самым эффективным в долгосрочной перспективе. Для того, чтобы с нуля сформировать грамотный технологический процесс нанесения промышленной маркировки требуется:

  1. определиться с видом маркирования;
  2. выбрать и приобрести оборудование;
  3. приобрести расходные материалы.

Наиболее важным этапом является выбор оптимального набора оборудования и расходных материалов, которые позволят наносить качественную маркировки с наименьшими издержками.

Виды промышленной маркировки и выбор оборудования

Современный технологический процесс позволил разработать несколько видов маркирования продукции.

Самый простой и дешевый из них — клеймение упаковки или поверхности товара. Сегодня этот вид маркирования широко применяется для идентификации сельскохозяйственной, сталелитейной и текстильной продукции.

Клеймо наносится одним из следующих способов:

  • термическим — выжигание штампа при помощи лазера или разогретого металла;
  • ударным — клеймо выдавливается на поверхности упаковки/товара;
  • химическим — при помощи различных кислот или лакокрасочных материалов.

Соответственно, для нанесения клейма или штампа по одному из вышеперечисленных способов потребуется:

  • ручное клеймо из специальных металлов;
  • гидравлический или ударный пресс;
  • расходные материалы (чернила, краски, кислоты).

Каких-либо особенностей при выборе оборудования и расходных материалов для клеймения нет.

Надо отметить, что, несмотря на свою кажущуюся примитивность, грамотное клеймение по своим качествам ничем не уступает более современным методам маркирования.

Электрохимическое маркирование

Данный вид промышленной маркировки применяется для нанесения информации на поверхность продукции из металла: деталей, посуды, ножей, декоративных и ювелирных изделий. Методика нанесения маркировки основывается на электролитической реакции, который возможен при воздействии электрического тока на металлическую поверхность.

Простота, высокий КПД, отсутствие расходных материалов — ключевые особенности электрохимической маркировки. По совокупности показателей, это наиболее выгодный способ маркирования любых изделий или упаковки из металла.

Еще одним преимуществом данного вида маркировки является доступность оборудования. Как правило, оно поставляется в виде готовой системы, которая подключается напрямую к электрической сети. Хорошо себя зарекомендовали системы типа Ostlig, EC, EKO, отечественные установки типа ЭХМ.

Термическое маркирование

К этому разделу можно отнести несколько отдельных видов промышленной маркировки:

  • Термопечать;
  • Термотрансферная печать;
  • Термотиснение.

Всех их объединяет главная особенность: перенос изображения на поверхность под воздействием высоких температур в присутствии определенных химических катализаторов.

Термопечать, как самая древняя и дешевая технология, получила наибольшее распространение, которая требует специального принтера и термочувствительной бумаги.

На рынке представлено множество качественных принтеров от зарекомендовавших себя производителей, поэтому выбор оборудования для термопечати зависит, в первую очередь, от ценовой категории.

Под воздействием высокой температуры в принтере, на поверхности бумаги появляется отчетливый рисунок. Основной минус термопечати: склонность к выцветанию, в связи с чем она не подходит для маркировки товаров длительного хранения.

Эта особенность послужила толчком к возникновению термотрансферной печати, которая лишена данного недостатка. Технология термотрансферного переноса изображения впервые появилась в Японии. Используется специальная лента — риббон, которая представляет собой термически устойчивую ленту, покрытую особыми химическими веществами. Перенос изображения происходит по схожему принципу, однако благодаря риббону маркировка получается более насыщенной и устойчивой к воздействию солнечного света.

Последний вид термического маркирования — тиснение, при котором изображение отпечатывается с горячего клише, вдавленного в поверхность упаковки. По своим характеристикам, тиснение схоже с клеймением, однако имеет более широкую сферу применения.

Ударно-точечная гравировка

Современные стандарты допускают использование гравировки для маркирования металлических изделий. Чаще всего данный вид маркировки применяется на развитых производственных линиях, так как для него требуется специальный ЧПУ с особыми настройками. Также ударно-точечная маркировка применяется на государственных производствах и в атомной промышленности.

Лазерное маркирование

Одновременно наиболее современный и дорогой вид маркировки, при котором отпечаток формируется при помощи сфокусированного лазерного луча. Требует специальной лазерной установки, стоимость которой может достигать нескольких сотен тысяч долларов. Эта особенность ограничивает сферу применения лазерной маркировки крупными предприятиями.

Каплеструйное маркирование

Общепринятый стандарт промышленной маркировки — каплеструйным методом. Для этого используются специализированные маркираторы и чернила. Изображение наносится бесконтактным способом прямо на конвейере, что значительно снижает затраты времени. Возможно нанесение изображения любой сложности и цвета, процесс считается экологически чистым и разрешен к использованию в пищевой промышленности.

Другим преимуществом этого вида маркировки является доступность. На рынке представлено огромное количество маркираторов по доступным ценам, а единственный расходный материал для каплеструйного маркирования — особые чернила.

Маркировочные чернила: виды и особенности

Чернила — основной расходный материал, который используется практически во всех видах промышленной маркировки. От обычных чернил для печати маркировочные отличаются повышенной стойкостью и адгезией, что выливается в более высокую стоимость. Существует несколько основных видов чернил, которые различаются по качеству печати, стоимости, стойкости и некоторым другим параметрам.

Универсальные чернила

Самый массовый и дешевый вид чернил. Используются для каплеструйной и термической маркировки, могут применяться совместно с другими видами чернил. Универсальные чернила отличаются быстрым высыханием (не более двух секунд), средней стойкостью и четкостью маркировки. Данный вид чернил подойдет для массовой маркировки, которая не предусматривает особых условий хранения или эксплуатации.

Чернила для гладких поверхностей

Данный вид чернил разработан специально для каплеструйного маркирования стеклянных или металлических поверхностей. Представляют собой развитие универсальных чернил с дополнительными полимерными присадками. Отличаются особой стойкостью при нанесении на стекло, металлы и полимеры, не стираются при физическом или химическом воздействии. Их можно наносить даже на влажную необработанную поверхность.

Термочернила

Термочернила применяются для термопечати, а также используются для каплеструйной маркировки продукции, которая подвергается воздействию высоких температур. Отличаются экстремально высокой устойчивостью к большинству физических и химических воздействий, моментально высыхают, оставляя четкий рисунок.

Экологически чистые чернила

Разработаны для технологических условий, в которых запрещено применение агрессивных химических веществ. Их состава данного вида маркировочных чернил исключены соединения на основе метанола, в частности — метилэтилкетон. Обладают такой же устойчивостью к истиранию, быстро сохнут, не выделяя вредных испарений. Стоимость таких чернил, как правило, на 20-30% выше обычных.

Специальные чернила

Сюда относятся флуоресцентные, невидимые, прозрачные и некоторые другие типы маркировочных чернил. Их использование ограничено декоративными или дизайнерскими решениями.

Необходимо отметить, что расходы на специальные чернила (особенно при каплеструйном маркировании) составляют большую часть издержек. Именно поэтому важно ответственно подойти к этапу подбора расходных материалов. Подробнее о всех видах чернил можно узнать здесь.

Основные требования к процессу маркирования

Законодательство регламентирует обязательные требования, предъявляемые к информации, которая содержится в маркировке. Установлено, что любая маркировка промышленного направления должна отражать в себе следующую информацию:

  • дата выпуска продукции;
  • срок годности с точностью до одного дня;
  • номер партии товара;
  • условия хранения;
  • серийные номер изделия.

Важно учитывать, что маркировка наносится непосредственно производителем товара. Если производитель не имеет возможности нанести маркировку самостоятельно, то требуется подготовить сопроводительные документы и уплатить взносы за услуги сторонних организаций, что выливается в дополнительные издержки.

Кроме того, реализация импортируемой продукции требует нанесения дополнительной маркировки силами фирмы, которая реализует данную продукцию. Именно поэтому создание собственной технологической линии по маркированию товаров — ответственный этап в деятельности любой организации.

Кроме того, ГОСТ № 19433-88 и Федеральное Законодательство устанавливают требования к качеству маркировки. Она должна отвечать следующим критериям:

  • маркировка сохраняется на протяжении всего срока реализации;
  • текстовая и графическая информация легко читается;
  • вся информация соответствует конкретному виду продукции.

Еще одним негласным требованием считается устойчивость маркировки к физическим воздействиям: она не должна стираться или выцветать. По этой причине наибольшее распространение получили каплеструйная и лазерная маркировка.

Следует отметить, что вся вышеперечисленная информация касается исключительно обязательной маркировки. Производитель вправе добавлять любой дополнительную информацию на свое усмотрение: рекламные лозунги, логотипы, иллюстрации. Тем не менее, рекомендуется не перегружать маркировку излишними деталями — это может расцениваться как препятствие восприятию основной информации.

97 1

1 комментарий

avatar
Упорядочить:   новые | старые | популярные
Юля
Юля

Всегда думала что промышленная маркировка выполняется всего одним приборов, оказалось, что модельных ряд оборудования для маркировки весьма велик. Очень хорошая статья, помогла мне узнать много нового о промышленной маркировке! Побольше бы таких статей, чтобы люди смогли увидеть, что это не все так просто, и за каждой цифрой и буквой и штрихом на любом товаре, которым мы приобретаем стоит целая наука.

wpDiscuz