Прогноз цен на автомобили: Влияние девальвации рубля на авторынок

Прогноз цен на автомобили: Влияние девальвации рубля на авторынок
Прогноз цен на автомобили от Алексея Тузова

Редакция

Команда редакторов Promdevelop: предоставляем полезные статьи для любимых читателей

Прогноз цен на автомобили от эксперта отрасли.

О том, как влияет изменение курса рубля на авторынок и рост цен на автомобили рассказывает Алексей Тузов, независимый эксперт в транспортной отрасли, и специалисты ГК «АвтоСпецЦентр».

Причины роста цен на автомобили

Колебание курса рубля (девальвация) – одна из причин, влияющих на увеличение стоимости автомобилей. Это относится и к новым транспортным средствам и к авто с пробегом. Прежде всего, повышается цена на импортные комплектующие, которые есть практически в каждом автомобиле российской сборки. Помимо этого, стоимость авто зависит от стабилизации рубля: цены не корректируются сразу после падения валюты, а регулируются в зависимости от динамики. Иными словами, в случае, если будет дальнейшее ослабление рубля по отношению к евро/доллару, цены на автомобили будут расти.

Помимо курса валют, цены на автомобили возросли с начала 2020 года из-за увеличения размера утилизационного сбора: для легковых авто с объемом двигателя 1-2 литра он увеличился на 112%, для транспортных средств с агрегатом на 3,5 литра и выше – на 145%. Ежегодная инфляция добавляет к стоимости 7–8%, также цены растут из-за вынужденного простоя автопроизводителей в связи с пандемией – за счет продаж по новым прайсам частично нивелируются убытки.

В зависимости от колебания курсов валюты автопроизводители будут заново планировать стратегии ценообразования и делать прогнозы на будущее. Скорее всего, цены вырастут для автомобилей массового сегмента на 10-15% по итогам 2020 года. Стоимость представителей премиум-класса увеличится в пределах 10%.

Инфляция – явление ежегодное, поэтому цены на автомобили, комплектующие и сопутствующие товары увеличиваются каждый год. В 2020 году впервые в истории стоимость нефти снизилась до нуля и ушла в минусовые значения. Из-за ситуации на нефтяном рынке произошел резкий скачок доллара и стремительное падение рубля. В связи с этим, а также с глобальным кризисом, который начал развиваться из-за пандемии коронавируса, в текущем году наблюдается существенный рост цен на автомобили. Скорее всего, стоимость машин вне зависимости от страны производства будет увеличиваться приблизительно на 10% ежегодно сохранится в течение следующих трех лет, так как рынку необходимо восстановление.

Росту стоимости авто также способствовало снижение покупательской способности населения из-за потерь доходов в период самоизоляции, временная остановка автомобильных заводов, а также увеличение стоимости импортных комплектующих (и увеличение сроков поставки).

Сегодня автодилеры фиксируют 8-10% рост цен на машины. Согласно прогнозам, за оставшиеся 5 месяцев продажи на автомобильном рынке просядут, таким образом, в 2020 году темпы развития автоотрасли снизятся приблизительно на 30%, что неизбежно повлечет за собой дальнейший рост цен на автомобили.

На сколько вырастут цены автомобилей

К концу года, скорее всего, цены увеличатся на 15-20%. Сильнее всего вырастет стоимость импортных автомобилей массового сегмента, например, KIA, Reno, Toyota. Также подорожают марки автомобилей, которые не производят в РФ, а импортируют из-за рубежа. Среди них: Honda, Jeep, Fiat, Subaru. Кроме того, велика вероятность не только увеличения стоимости машин, но и возникновения временного дефицита.

Машины российского производства (Lada) также подорожают, но несущественно. В основном это коснется тех авто, которые производятся с использованием иностранных двигателей или комплектующих. Однако у тех, кто желает купить автомобиль сейчас, есть возможность приобрести машину по мартовским ценам. Это возможно в том случае, если у дилеров остались ранее заказанные и не проданные авто.

Отмечу, что даже если рубль начнет постепенно укрепляться, а экономическая ситуация в стране стабилизируется, темпы продаж автомобилей вернутся к докризисному уровню не раньше 2022 года. Прежде всего это связано с тем, что производителям и дилерам необходимо будет покрывать расходы, которые значительно увеличились в период кризиса.