Прогноз для рынка автомобилей становится негативным на ближайшие годы

Россия и мир 25 июня 2019 0
Прогноз для рынка автомобилей становится негативным на ближайшие годы

Перспективы для мирового автопрома омрачаются все сильнее. В конце мая Дональд Трамп объявил, что Соединенные Штаты вводят 5-процентные тарифы на импорт мексиканской продукции. Одновременно с этим американский президент сообщил, что если власти Мексики не начнут предпринимать каких-либо действий для снижения числа нелегальных мигрантов, пересекающих границу США (для чего строится мексиканская стена), то к следующему октябрю тарифы будут плавно увеличены уже до 25%.

Несмотря на то, что властям стран все же удалось достичь соглашения по мерам ограничения нелегальной миграции и 8 июня тарифы были «отменены на неопределенный срок», рынок уже отреагировал на риск усиления американского протекционизма. Особенно остро отозвался автопром, и без того переживающий далеко не лучшие времена. Эксперты международной группы Coface, специализирующейся на торговом страховании и управлении рисками, оценили тенденции в международной экономике и рассказали, что ждет рынок автомобилей в ближайшие годы.

Борьба за потребителя вынуждает бизнес вступать в «гонку новинок»

В Европе, США и Китае – на самых крупных и важных рынках автомобилей – автопроизводителям приходится жестко конкурировать за покупателей. Известно, что объемы продаж в секторе сильно зависят от постоянной стимуляции потребительского спроса за счет вывода на рынок новых моделей авто и рестайлинга старых, и без постоянной «подпитки» спроса успехи сектора могут быстро сойти нет. Вдобавок к рискам, с которыми бизнес сталкивается на каждом из отдельных национальных рынков, развитие сектора осложняет и ряд факторов глобального масштаба, в числе которых можно отметить торговые войны, ужесточение природоохранных норм и циклическое замедление темпов роста мировой экономики.

Последний из отмеченных факторов заслуживает особенно пристального внимания. В последние годы автопроизводителям приходится обновлять свои модельные ряды с учетом ужесточения требований природоохранного законодательства и вкладывать значительные средства в разработку и вывод на рынок более экологически безопасных, но дорогих электрокаров. После ряда громких скандалов стало очевидно, что нарушения могут вылиться для производителей в огромные финансовые и репутационные потери. Как следствие ужесточения государственного надзора некоторые производители предпочитают отказываться от дизельных двигателей в пользу бензиновых, а постоянно растущее давление конкуренции со стороны Tesla (электромобили) практически вынуждает их дополнять свои модельные линейки гибридами и электрокарами.

Риски для автопроизводителей и дистрибьюторов

В настоящий момент автопроизводителям приходится работать под давлением следующих факторов:

1. Усиление сегментации рынка автомобилей вследствие ужесточения природоохранных норм: этот фактор риска можно проиллюстрировать ситуацией, которая сложилась в Калифорнии после принятия властями США так называемого Clean Air Act (англ. «Закон о чистом воздухе»). Проблема для автопроизводителей заключается в том, что у калифорнийских властей есть право самостоятельно определять нормативы по выбросам автомобильных газов на территории штата – иначе говоря, один из крупнейших внутренних рынков США имеет право устанавливать более жесткие природоохранные нормы, чем все остальные штаты. Для производителей, продающих свои авто на американском рынке авто, это может обернуться значительными дополнительными расходами.

2. Окончание длительного периода экономического роста в Еврозоне: спрос на автомобили в государствах Еврозоны постепенно падает вслед за замедлением динамики рыночного роста – так, эксперты Coface прогнозируют, что в 2019 году ВВП Еврозоны вырастет всего на 1,4%, в 2020-м – на 1,5%. Ухудшение перспектив развития рынка заставляет потребителей сокращать расходы и откладывать покупку новых авто до лучших времен. Так, в странах Западной Европы число регистраций авто снизилось на 2,6% за первые четыре месяца этого года. Также источником рисков для западноевропейского автопрома остается Брекзит, который может привести к самым разным негативным последствиям.

Динамика продаж и регистрации легковых автомобилей, млн. единиц

рынок автопрома прогноз

3. Рост цен на базовые материалы в результате торговой войны между США и Китаем: рост цен на материалы и компоненты, необходимые для производства автомобилей, заставляют производителей либо снижать цены на продукцию, либо мириться с уменьшением своей маржи. Так, по прогнозам ряда аналитических агентств, в США за этот год некоторые популярные модели пикапов могут вырасти в цене на 2000-7000 долларов. Кроме того, климат в секторе становится все более напряженным из-за угроз властей США обложить тарифами импорт автомобилей из Мексики, Европы и Азии – особенно если учесть, что задетые американскими пошлинами государства наверняка ответят аналогичными мерами в отношении продукции Соединенных Штатов.