Продуктовые карточки для малоимущих как метод стимулирования потребительского спроса

Автор: Артем Юдкин, член правления СЭЦ «Модернизация»

Введение продуктовых карточек вряд ли стоит оценивать в сравнении с карточками из российского опыта 90-х годов или советского периода. Сама идея введения продовольственных карточек сформулирована еще в 2016 году в рамках работы по повышению потребительского спроса. Важно отметить, что и сейчас замминистра промышленности и торговли В.Л. Евтухов позиционирует эту программу как форму поддержки потребительского спроса. Но надо отметить, что и сейчас такой механизм В.Л. Евтухов называет программой поддержки потребительского спроса, в основе которой наличие специальной карты – потребительского сертификата, на который будут начисляться деньги, а также приобретение товаров исключительно российского производства.

Когда введут продуктовые карточки в России? Денис Мантуров (глава Минпромторга ) говорит, что Минпромторг собирается внедрить продовольственные карточки в 2019 году.

Что можно получить за продуктовые карточки для малоимущих

В настоящее время законопроект об этой системе не опубликован, но в открытых источниках и СМИ уже доступна информация об основных характеристиках механизма стимулирования потребительского спроса.
Предполагается, что на специальный счет, оформленный в виде карты МИР будут перечисляться средства для приобретения малоимущими гражданами продовольственных товаров, за исключением алкоголя и табака. Суммы расходов, согласно информации 2017 г. будут составлять около 10 тыс. рублей в год (подробнее: На продуктовые карточки можно получить 10 тысяч рублей). Будем надеяться, что эта сумма не станет конечной, иначе неясно какой объем спроса и на что можно стимулировать суммой менее 800 рублей в месяц?

Товары, которые можно будет приобретать по спецкарте — это товары российского производства.
Однако контуры механизма стимулирования потребительского спроса уже позволяют задать ряд вопросов.

Механизм работы программы продовольственных карточек

Вопрос целеполагания. Что стоит во главе угла – возможность улучшить качество жизни малоимущих граждан или дать поддержку сбыта продукции российских товаропроизводителей? Вполне вероятно, что эти цели находятся в жесткой сцепке, и от количества граждан, включаемых в механизм стимулирования, а также размера ежемесячных выплат будет зависеть оборот продукции российских товаропроизводителей.

Вопрос организации торговой сети. Понятно, что создания спецмагазинов или товарных распределителей, работающих только по программе стимулирования спроса, не стоит ожидать в современных условиях российской экономики. Таким образом, встанет вопрос стимулирования торговых сетей и других форм организаций розничной торговли к размещению товаров производителей, участвующих в программе. Понятно, что обязать торговые организации приобретать продукцию российского производства вряд ли получится.

Следовательно, в программе стимулирования нужно будет решить два вопроса – распространить ее на все отечественные товары, уже представленные в торговых организациях, либо отобрать производителей и стимулировать торговые организации распространять их товары в своих торговых точках (например, налоговыми льготами).

И здесь возникает дополнительный вопрос – каким механизмом отбирать производителей, если их количество для участия в программе будет ограниченным?

Первое решение вопроса – организационно и технологически сложное. Из действующих механизмов можно предположить введение централизованной системы конкурсов по определению поставщиков с учетом доступности цены и соблюдения качества продовольствия. Однако, каким образом обеспечить доставку товаров победителей в магазины – более сложный вопрос. Вполне вероятно, что будет необходимо вводить особый учет продажи товаров, позволяющий отобразить покупку товаров по программе. Но сделать это будет технологически сложно и дорого. Однако будет установлена связка – конкретный производитель-конкретный товар-конкретный потребитель.

Второе решение вопроса – простой учет приобретения товаров через привязку к специальной карте информации о характеристиках приобретаемых товаров. Причем вне зависимости от того, какие конкретно товары и каких производителей приобретаются. Но и тут введение специальной технологии мониторинга приобретения именно целевой группы товаров повлечет затраты как государства, так и торговых организаций.

О качестве продукции по продуктовым карточкам

Вопрос качества продукции. Какой бы ни была ежемесячная сумма помощи малоимущим для приобретения продовольствия, она в любом случае будет ограниченной. Остается вопрос соблюдения должного качества продукции, ведь ограниченность суммы для покупок приведет к проблеме «цена-качество», сложно решаемой даже крупными торговыми сетями в рамках собственного брендирования.

Уровень цен на продукты в общем прогнозе по инфляции на 2018 год

Здесь возникнет вопрос стандартизации качества продукции, реализуемой по программе стимулирования потребительского спроса с помощью продуктовых карточек. В условиях ограничения суммы расходов, а значит и объема товаров на одного человека, товаропроизводители будут вынуждены работать на вал товаров по небольшой цене. Действительно, в России уже есть опыт работы специальных магазинов сверхнизких ценовых категорий (типичный пример – сеть FixPrice), но продовольствие далеко не основная товарная группа в их ассортименте.

Вполне вероятно, что государству придется снижать издержки товаропроизводителей на административные процедуры, экспертизы, отчетность и контроль, чтобы в стоимости товара такие расходы сводились к минимуму. Пожалуй, выбор специальной и узкой группы товаропроизводителей по конкурсу как раз поможет сделать это точечно и даже в порядке эксперимента, результаты которого можно будет распространять на всех товаропроизводителей.

Поддержка отечественного производителя

Вопрос поддержки товаропроизводителей. Уже сейчас ясно, что товаропроизводители будут вынуждены решать вопрос – насколько для них выгодно войти в программу стимулирования спроса? Заинтересовать их можно путем снижения административных барьеров и упрощением процедур государственного регулирования производств, а также установлением льготных налоговых режимов или сокращением неналоговых платежей. В любом случае работать эффективно в рамках программы на общих основаниях товаропроизводитель вряд ли сможет.

Возможно ли в России экономическое чудо по примеру Японии и Сингапура?

Что будет, если не решить вопросов создания отлаженного механизма стимулирования потребительского спроса (продовольственных карточек)? Если не решить целый набор вопросов на начальном этапе, сама работа может свестись к простому ежемесячному предоставлению денег небольшой группе малоимущих, достаточных лишь для приобретения малого набора постоянно дорожающих продуктов, пусть и российского производства. В результате этого программа будет понемногу сводиться на нет, а механизм будет мало востребован производителями, а точнее – невыгоден и не развиваем ими.

2 комментария
Татьяна Гусева
18 мая 2018 в 01:43

в Ленте по соц наклейке всякий непотреб спихивают (для тех, у кого продуктовые карточки). дааавно уж не покупала там

Ivan Ko)))
18 мая 2018 в 15:00

Само слово карточки вызывает негативную реакцию, все должно быть свободно, а продуктовые карточки — это анахронизм, возвращение к совку и напоминание о тяжелом прошлом …

wpDiscuz