Растаможка электромобиля в России: этапы оформления и размер таможенных пошлин

Экологическая ситуация в России и в мире вынуждает страны стимулировать переход населения на транспорт, не загрязняющий окружающую среду. Наиболее оптимальным вариантом в подобной ситуации оказываются электромобили. Многие государства (преимущественно развитые) не взимают транспортных пошлин на их ввоз, тем самым существенно удешевляя электрокары для конечного потребителя. К сожалению, в России не все так радужно, уплата таможенных пошлин за электромобиль обязательна.

Позиция законодательных органов на 2018 год в отношении пошлин на электромобили

Мнение официальных российских властей в отношении борьбы с вредными выбросами автомобилей совпадает с мнением зарубежных коллег. В 2014 году при желании любой человек мог ввести электрокар на территорию страны по нулевой ставке. Однако льготный период на беспошлинный ввоз действовал лишь до 1 сентября 2017 года. Теперь же автовладельцы вынуждены оплачивать растаможку электрокаров в полном объеме. Подобная ситуация сложилась в связи с тем, что установленный в 2014 году льготный период на импорт электромобилей истек, а своевременного предписания его продления вынесено не было. Поэтому ставки на ввоз вернулись к значениям, действующим ранее.

Advertisement

Дальнейшее обнуление сборов находится лишь на стадии обсуждения. Мнения экспертов сходятся в том, что рано или поздно соглашение будет достигнуто, т.к. стимулирование продаж электрокаров не способно навредить местным автопроизводителям и в целом на российском авторынке мало отразиться.

Перечень расходов на растаможку электромобиля в России в 2018 году

Каждый желающий еще на стадии подготовки к приобретению авто может самостоятельно рассчитать, во сколько обойдется растаможка электромобиля в России в 2018 году. Итоговая сумма будет складываться из нескольких компонентов:

  • налоговые сборы в виде НДС и ЕСН;
  • акциз;
  • импортная пошлина;
  • оформление таможенного сопровождения;
  • сбор за утилизацию.

Подсчитав величину каждого сбора, найти финальную сумму затрат не составит труда.

Электромобиль Hyundai

Электромобиль Hyundai

Налоговые сборы

Ввозимое транспортное средство с экологически чистым двигателем облагается одним из двух налогов: ЕСН или НДС. Принципиальное отличие между ними состоит в том, что при взимании НДС обязательна дополнительная уплата акцизного сбора. Если оплата за ввоз электромобиля в Россию осуществляется по Единой ставке налога (ЕСН), то уплата акцизного сбора не предусмотрена. На выбор сбора и размер ставки влияют:

  • цена автомобиля;
  • юридический статус владельца (физическое или юридическое лицо);
  • возраст электрокара.
Advertisement

Если владельцем транспортного средства (не старше 3 лет) является физическое лицо и цена не превышает 8500 евро, то налогообложение (транспортный налог) ведется по ЕСН со ставкой 54%. Если автомобиль дороже указанной суммы, то уплата налога обойдется в 48% от декларированной стоимости электрокара. Если же осуществляется ввоз средства, эксплуатировавшегося более 3 лет или ввоз авто осуществляет юридическое лицо, то уплачивается НДС в размере 18% (ст. 164 НК РФ Налоговые ставки).

Акциз

Величина акциза напрямую зависит от мощности электрокара. Российским налоговым законодательством установлены следующие соотношения:

  • до 90 л.с. платеж составит 0 рублей;
  • от 90 до 150 л.с. уплачивается акциз 37 рублей за каждую л.с.;
  • более 150 л.с. акцизный сбор составляет 365 рублей за каждую л.с.

Таким образом, чем мощнее электромобиль, тем дороже обойдется его растаможка в России в 2018 году. Поэтому следует перед покупкой разобраться в плюсах и минусах электромобилей.

Импортная пошлина

Если до 1 сентября 2017 года электрокары не облагались таможенными сборами, то в 2018 году величина пошлины на электромобили в России составляет 17%. В ситуации, когда электромобиль является грузовиком высокой емкости, за его растаможку придется заплатить скорректированный размер сбора 15%.

Оформление таможенного сопровождения

Оформление таможенного сопровождения
Advertisement

Величина платежа прогрессирует в зависимости от стоимости ввозимого на территорию страны электрокара. Налоговым кодексом установлена шкала:

  • если стоимость электромобиля до 200 тыс. рублей цена оформления составляет 500 рублей;
  • до 450 тыс. рублей – 1000;
  • до 1200 тыс. рублей – 2000;
  • до 2500 – 5500 рублей;
  • до 5000 – 7500 рублей;
  • до 10000 – 20000 рублей;
  • до 30000 – 50000 рублей;
  • свыше 30 млн. рублей – 100000 рублей за таможенное оформление.

Сбор за утилизацию

Законодательством России в 2018 году помимо пошлины на электромобили обязательна уплата сбора за будущую утилизацию. На его величину влияет возраст авто и то, кем является его владелец (юридическим или физическим лицом). За основу расчета взноса берется сумма 20000 рублей, которая корректируется на величину установленных коэффициентов:

  • физические лица платят за новое транспортное средство по коэффициенту 0,1, а за б/у (старше 3 лет) по 0,15;
  • юридические лица оплачивают сбор с коэффициентом 0,86 при условии ввоза нового авто и 5,3, если оно старше 3 лет.

Таким образом, оплата всех платежей на ввоз электромобилей, в. т.ч. пошлины обойдется значительно дороже юридическим лицам.

Алгоритм прохождения таможенного контроля при ввозе электромобиля в Россию

Алгоритм прохождения таможенного контроля при ввозе электромобиля в Россию

По действующему законодательству процесс растаможки электромобиля в России имеет определенную последовательность. Право на пересечение государственной границы имеет лишь то, транспортное средство, за которое был предварительно внесен залог. Уже находясь на территории страны, авто регистрируется, в отношении производятся все сопутствующие оплаты и он ставится на учет в ГИБДД. Если сил и желания заниматься растаможкой нет, то обратите внимание на электромобили российского производства.

Этап залогового обеспечения

Чтобы электрокар смог пересечь территорию страны, на депозит таможенной службы вносится задаток. В дополнение к этому потребуется ряд свидетельств:

  • удостоверение личности (российское и загранпаспорт);
  • оригинал и ксерокопия ПТС;
  • нотариальная доверенность, если средства вносятся не фактическим владельцем машины;
  • заявка с указанием места и времени планируемого пересечения границы.
Advertisement

По факту получения денег выдается расписка, свидетельствующая об этом. Ее необходимо позже предъявить на контрольном пункте.

Переезд через границу и регистрация

Для пересечения границы потребуется пакет документов:

  • удостоверение личности (при необходимости с распиской);
  • ПТС;
  • сертификат, подтверждающий наличие гарантии;
  • расписка о получении залога.

Если документы в порядке, водителю выдается пропуск, а электрокару номер для последующей регистрации. На стадии регистрации автомобиль получает уникальный код. Владелец обязан указать сведения о цене электромобиля и дате его выпуска. На основе представленных данных производится расчет предстоящих таможенных платежей.

Первый украинский электромобиль Synchronous

Первый украинский электромобиль Synchronous

Растаможка и оплата обязательных взносов за электромобиль

До момента погашения всех сопутствующих платежей электрокар отправляется в хранилище. При этом лицу, сопровождающему авто, выдается свидетельство о помещении транспортного средства на временное хранение в таможенном складе.

Регистрация в ГИБДД

После оплаты владельцу возвращается машина и выдается квитанция, подтверждающая факт уплаты всех сборов. После этого авто вправе переместиться в любую точку страны для постановки на учет. Для внутренней регистрации потребуется квитанция об оплате и паспорт электромобиля.

Advertisement

Таковы тонкости процедуры растаможки электромобиля в РФ на 2018 год.

Интересные факты

  • При расчёте акцизного сбора следует учесть определенную специфику расчета. К примеру, приобретая авто мощностью в 100 л.с. фактически оплатить придется лишь 10 «лошадей», т.к. мощность до 90 л.с. включительно акцизными сборами не облагается.
  • В отношении автомобилей с гибридными двигателями действует иной механизм начисления таможенных платежей.
  • На территории РФ осуществляется сборка электромобилей нескольких марок (BYD E6, BMW i3, Mitsubishi i-Miev, Nissan Leaf, некоторые из них входят в ТОП электромобилей).
Advertisement
3 комментария
Елена Крылова
23 сентября 2018 в 06:52

Слишком много сложностей. Давно пора сделать единые правила, а не отдельные расчеты для гибридов, электромобилей и традиционных бензиновых двигателей.

Veronika Zukausks
23 сентября 2018 в 15:17

По мне так создавать отдельные пошлины, а также налоги и т.д. для отдельного типа машин (а я имею ввиду именно для электромобилей) простая трата времени. Они же фактически одинаковы, по-крайней мере не летают, не плавают.

Andrei Rumyantsev
24 сентября 2018 в 11:38

Очень даже интересная и полезная статья, которая будет очень даже нужная каждому нашему автолюбителю. 

wpDiscuz
Advertisement