Основные риски и проблемы экономики России из-за политики изъятия капитала

Россия и мир Автор: Николай Алексеев 28 февраля 2019 3
Основные риски и проблемы экономики России из-за политики изъятия капитала

Основная угроза экономике России – нацеленность экономической модели на изъятие капитала. В любой модели экономического роста есть ключевые системообразующие элементы, определяющие всю логику экономической политики, которая, в свою очередь, в контексте внешних процессов формирует набор угроз и возможностей. Вероятность совершения событий, диктуемых угрозами и возможностями, принято называть рисками. Задача экономической политики состоит в том, чтобы по мере возможности использовать располагаемые страной ресурсы для достижения целей экономического развития, используя возможности, нивелируя влияние проблем и превращая угрозы в возможности.

Но при этом цели развития экономики любым государством и обществом понимаются субъективно и оказываются частью модели экономического роста. Таким образом национальная экономика любой страны образует замкнутый контур с положительной обратной связью. Именно в таком контексте и предлагаю обсудить риски для экономики нашей страны. Потому как важнейшими факторами в нашей модели экономического роста являются реальные, а не декларируемые цели экономического развития.

Риски мобилизационной экономики в России

В настоящее время в России мы имеем форму мобилизационной экономики, когда основные ресурсы оказываются брошены на решение задач безопасности самого государства. Бюджетные ассигнования на содержание и вооружение силовых структур заметно превышают уровень, при котором возможно нормальное развитие экономики. При этом сохраняется существенная зависимость экономики от экспорта энергоресурсов. Снижение доли нефтегазовых доходов в федеральном бюджете с уровня, превышающего 50% до уровня, равного примерно 30%, не должно вводить в заблуждение.

Риски мобилизационной экономики в России

Данное снижение говорит о том, что экономика получает меньше ресурсов. Что само по себе является существенной угрозой, риски усугубления которой усиливаются постепенным вытеснением России с наших традиционных рынков нефти и газа. В то время как экономическая эффективность поставок в Китай и риски не выхода этих поставок на эффективный уровень цен и объёмов оценивается высоко.

  • Во-первых, в Китае открываются собственные новые месторождения нефти и газа.
  • Во-вторых, основные свои потребности Китай предпочитает закрывать поставками дешёвых энергоресурсов из Туркмении.

Вторым важным следствием мобилизационного сценария развития экономики, формирующим системную угрозу с высоким уровнем риска – это повышение налогового бремени. И дело тут даже не столько в повышении НДС, сколько в самом принципе налогового администрирования, позволяющего повышать налоговые сборы без изменения налогового законодательства.

Статистика Минюста показывает, что в период падения цен нефти и, соответственно, снижения нефтегазовых доходов бюджета, реальная налоговая нагрузка со стороны федерального бюджета на бизнес с 2013 по 2017 год выросла на 40%. При такой динамике бизнес не может развиваться, что является проблемой развития экономики России. И не может обеспечивать стране экономический рост.

Внешняя политика и санкции

Надо признать, что многие внешние угрозы мы сами провоцируем своей внешней политикой. Санкции со стороны стран ведущих стран Запада стали предсказуемой реакцией на российскую внешнюю политику последних лет. Реакцией на Крым, наши действия на Донбассе, наши попытки влиять на политические процессы в США и в Европе. Действие санкций заметно снижает для России возможности использования западного капитала и западных технологий. Что само по себе является серьёзным риском для долгосрочного развития нашей экономики. Мы теряем возможность компенсировать долгосрочное снижение доходов от экспорта энергоресурсов за счёт внутреннего экономического роста и наращивания экспорта в несырьевых секторах экономики.

Внешняя политика и санкции

Реакцией на сокращение экспортных доходов является медленная девальвация рубля, которая сама по себе приводит к удорожанию инвестиционного импорта. И тем самым формирует дополнительные барьеры для инвестирования в развитие экономики страны. Кроме того, наше государство вынуждено принимать меры для сокращения не инвестиционного импорта, чтобы удержать сальдо платёжного баланса от неконтролируемого ухудшения.

В условиях подавляемой активности частного бизнеса импортозамещение не способно компенсировать для внутреннего рынка сокращение импорта. В результате внутри страны получаем высокую потребительскую инфляцию, снижение доходов и падение уровня жизни населения. Что, с свою очередь, снижает доходы бизнеса.

Нефтегазовые доходы

Можем ли мы рассчитывать на рост доходов от экспорта нефти и газа? В решении данной задачи наша экономика сталкивается с двумя наборами угроз с высокой степенью риска.

Нефтегазовые доходы

Первый – долгосрочный: развитие альтернативной энергетики и назревающий энергопереход от современной топливной энергетики к возобновляемой и водородной энергетике будущего.

Второй – это особенности современного глобального рынка нефти. Рынок финансовых бумаг, производных от торговли нефтью, сейчас в десятки раз превосходит объёмы торгов физической нефтью. По этой причине тенденции на финансовом рынке гораздо сильнее влияют на цену нефти, чем баланс спроса и предложения на рынке физической нефти.

Степень корреляции цены нефти с доходностью 10-летных облигаций казначейства США в последние годы заметно выше корреляции с балансом спроса и предложения. А основные участники рынка нефти и рынка государственного долга США – это сами США, страны Европы, Китай, Саудовская Аравия, Индия. То есть, цена нефти критически зависит не от наших действий и действий ОПЕК+, а от действий наших оппонентов по внешней политике. И это – существенный риск и проблема для экономики России в условиях противостояния с Западом.

Проблема оттока капитала

Что же является первопричиной описанного порочного круга развития экономики России и главным источником рисков? Это экономическая модель, нацеленная не на долгосрочное развитие, а на вывоз капитала. Исследования независимых фондов и экспертов, некоторые данные ЦБ РФ говорят о наличии в стране централизованной и хорошо организованной системы получения коррупционных доходов, их отмывания и вывода капитала за рубеж.

Бизнес, понимая неустойчивость такой модели развития экономики, сам предпочитает использовать данную систему для вывода своего капитала. Долгосрочной перспективы внутри страны не видит для себя никто. Поэтому и стремятся не инвестировать капитал в развитие здесь, а выводить ресурсы в юрисдикции стран с более высоким уровнем правовой защиты.

вывоз капитала из России

Государство, начиная с середины 2000-х годов, предприняло успешную попытку не ликвидации, а централизации данной системы. Ставка была сделана на рост участия самого государства в хозяйственной жизни через рост госкорпораций и компаний с государственным участием. Конкуренция и свободный бизнес при этом оказались под финансовым и административным давлением.

Система устроена таким образом, что воспроизводит не гарантии соблюдения прав предпринимателей, а усиливает степень произвола в их отношении. В результате бизнес уходит из страны, вывозит отсюда капиталы. Конкуренция и предпринимательская инициатива, служащие во всём цивилизованном мире источником экономического развития, использующим внешние и внутренние возможности роста, снижается.

Минимизировать указанные системные риски российской экономики без изменения экономической модели, нацеленной на вывод из страны ресурсов, невозможно. Решение данной задачи находится вне компетенции экономических ведомств и предпринимательского сообщества. Для решения данной задачи необходима политическая воля. Её появление – вопрос выживания экономики России на горизонте ближайших 10 – 15 лет.

Нравится
Ха-ха
Ого
Скучно
Грусть
Возмутительно
Не нравится
  • Олег Вел

    Если работает военно промышленный комплекс, то есть работа у населения страны. В САШ вся экономика работает на армию.

  • Александр Минякин

    Да именно политическая воля нужна. У нас слишком огромная страна, чтобы обслуживать её (армия, ВПК, космос, дороги, города и т.д.) и при этом не заниматься внутренним производством в должном объёме (это создание 25-30 миллионов новых рабочих мест по всей стране от Калининграда до Владивостока). Только так, у нас нестандартная ситуация по территории и обычная экономическая модель не подходит. Нужны большие социальные проекты.

  • Ruslan Akimov

    На самом деле хоть и большая страна, рабочих мест всем хватит, но много заводов закрыли по другой причине, и это конечно же деньги, которые ушли за границу. Я думаю, эдак через 5-10 лет в России будет очень тяжелая обстановка.