О главных трендах на рынке грузоперевозок

Транспорт 17 октября 2019 0
О главных трендах на рынке грузоперевозок

Заместитель генерального директора по продажам и маркетингу ООО «Байкал-Сервис ТК» Алексей Худов

Заместитель генерального директора по продажам и маркетингу ООО «Байкал-Сервис ТК» Алексей Худов о том, какие тренды будут наиболее заметны на рынке перевозок сборных грузов (LTL) в ближайшие годы.

Уберизация

Наш рынок автомобильных грузоперевозок движется в сторону развития «уберизации», технологии, которая предполагает 100 % загрузку грузовиков и снижение тарифов на перевозку. Процесс уберизации грузоперевозок уже начался. Сейчас он находится в начальной стадии, появляются биржи грузоперевозок, локальные маркетплэйсы. Но пока на рынке еще никто не создал мощную и гибкую платформу, которая позволила бы с минимальными затратами подключать к себе мелких и средних грузоперевозчиков.

Справка: «Уберизация» — это процесс проникновения информационных технологий на рынок, который меняет систему экономических отношений, планирования, производства и потребления. Термин, производный от названия компании Uber. Компания Uber разработала мобильное приложение, которое позволяет потребителям-заказчикам подавать запросы на поездки, которые переадресуются водителям компании, использующим свои личные автомобили. Термин «уберизация» относят к использованию компьютерных платформ, таких как мобильные приложения, для проведения пиринговых сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет отказаться от услуг традиционных плановых корпораций. Модель отличается меньшими эксплуатационными расходами по сравнению с традиционным бизнесом.

Создателями такой убер-платформы могли бы стать российские интернет-компании, например, Яндекс, тем более что у интернет-гиганта уже накопился огромный объем данных для этого. Но даже в таком случае эта платформа быстро не сможет охватить значительную долю рынка грузоперевозок, так как крупным грузовладельцам в первую очередь интересны индивидуальные условия перевозок и часто уникальные и сложные сервисы, которые зачастую могут предоставить только крупные грузоперевозчики. Я думаю, оптимистичный срок начала ощутимого влияния какой-либо убер-платформы на рынок – 3-5 лет.

Создание единой цифровой платформы для сферы транспорта

Рынок в ожидании создания единой цифровой платформы транспортного комплекса. Минтранс анонсировал создание к 2024 году «Единой цифровой платформы транспортного комплекса», которая будет представлять собой единую среду с большими возможностями интеграции в нее разных платформ. И это своеобразный маркер, который подтверждает то, что это направление нуждается в государственном регулировании.

Создание единой цифровой платформы для сферы транспорта

Мы также отмечаем все возрастающую роль информационных технологий и ИТ-платформ в транспортной отрасли. Крупные логистические компании развивают IT-платформы, которые позволяют получать информацию и управлять логистикой онлайн.

Потребительский спрос во многом определяет развитие рынка LTL-перевозок. Сегодня для все большего числа клиентов становится важна высокая скорость доставки и четкое соблюдение заявленных перевозчиком сроков транспортировки.

В ответ на спрос по увеличению скорости доставки крупные автоперевозчики развивают направление авиаперевозок, ускоряют работу на первой и последней миле, предлагая услугу «забор день в день». Не остается без внимания перевозчиков работа с гипермаркетами, федеральными торговыми сетями, для которых наиболее важны доставки к определенному времени (авизация) и четкая работа с документами.

Автоперевозчики, учитывая потребительский спрос, развивают логистику «next day», предлагают все больше вариантов получения заказов, в том числе через постаматы и ПВЗ, обеспечивают доставку в небольшие часовые интервалы.

Влияние e-commerce на рынок грузоперевозок

E-commerce выступает безусловным драйвером развития рынка сборных грузоперевозок. В e-commerce важны быстрые строки доставки и удобство взаимодействия с транспортной компанией. При этом интернет-магазинам необходима высокая скорость обработки груза при сдаче на перевозку, и за этим стоит целый комплекс услуг, включающий не только транспортировку, но и быстрое оформление и упаковку на складе перевозчика. Тогда как покупателям важно проверить, примерить покупку, оплатить все на месте и получить в удобное время. Все это влечет появление новых услуг и сервисов. Следуя тенденциям, мы, например, запустили новую комплексную услугу «Тариф посылка», организовали выдачу посылок на ПВЗ во всей России. И теперь наши клиенты могут получить свой заказ рядом с домом в удобное для них время.

Влияние e-commerce на рынок грузоперевозок

E-commerce приучил людей, что процесс покупки должен быть удобным. И по требованию интернет-магазинов транспортные компании стараются обеспечивать все более комфортный и удобный сервис. Как и в e-commerce, сервис транспортных компаний постепенно становится все более управляемым, доступным, мобильным, персонализированным.

Динамика рынка грузоперевозок

Рост рынка грузоперевозок замедляется. При обозначившемся в 2019-2020 годах отрицательном тренде покупательской способности мы ожидаем замедления роста рынка грузоперевозок и, как следствие, обострения конкуренции между перевозчиками. Компании все чаще будут прибегать к ценовому демпингу, который станет основным инструментом в конкурентной борьбе. Этому способствуют те клиенты, которым важны низкие тарифы, а не качество. Безусловно, сохранится часть клиентов, которые готовы будут платить более высокую цену за то, что им будет предоставлены услуги высокого качества или эксклюзивного предложения.

О главных трендах на рынке грузоперевозок

Прослеживается тренд на консолидацию транспортного рынка. Этому способствует, с одной стороны, конкуренция, с другой – меры, предпринимаемые государством по «обелению» этого сегмента перевозок.

Меняется структур географии LTL-перевозок. Если раньше дистрибьюция была централизованной (шла из столицы), то сейчас дистрибьюция становится региональной. Москва остается центром дистрибьюции для Центральной России, Новосибирск – для Сибири и Дальнего Востока, Екатеринбург – центр уральской дистрибьюции, Краснодар и Ростов-на-Дону – центры дистрибьюции Южного федерального округа, Санкт-Петербург – Северо-Западного. Основные LTL-перевозки будут выполняться из этих центров и будут направлены, главным образом, на ближайшие города.

Автор статьи — Заместитель генерального директора по продажам и маркетингу ООО «Байкал-Сервис ТК» Алексей Худов.