
У нас получилось! Петербургская инжиниринговая фирма “ЛАР Технологии” выпустила первый доступный 3D-принтер по металлу.
Не секрет, что уровень развития машиностроения во многом определяет степень развития страны в целом. Именно поэтому мировое сообщество продолжает активное внедрение инноваций в машиностроение.
Ярчайший пример тому – аддитивные (от англ. аdd – “добавлять”) технологии на производстве.
В отличие от традиционных методов, где создание детали происходит путем механического отсечения “лишнего”, аддитивные технологии позволяют построить изделие методом послойного добавления материала.
На практике это происходит с помощью промышленных 3D-принтеров по металлу, работающих на основе селективного лазерного плавления (SLM). Металл в порошковом состоянии подается в рабочую камеру, специальный валик выравнивает поданный слой, после чего лазерная головка спекает частицы порошка между собой с предыдущим слоем согласно контурам, определенным цифровой моделью. После завершения вычерчивания слоя процесс повторяется.
Преимущества такого метода сложно переоценить:
- Аддитивное производство практически безотходно (99% излишков порошка пригодно к повторному использованию);
- Детали, созданные селективным лазерным плавлением до 12 % прочнее и до 50% легче деталей, полученных классическим(субтрактивным) методом.
Время – деньги
С помощью 3D-принтера построение изделия занимает порядка нескольких часов, время между этапами: идея -> прототип -> серийный выпуск изделия максимально сокращается, что позволяет значительно экономить затраты на производственные издержки и НИОКРы.
Игра на чужом поле – использование печати на 3D-принтере в иностранных компаниях
Мировые лидеры отрасли уже порядка 10 лет успешно применяют аддитивные технологии, неукоснительно меняя правила рентабельного пребывания на рынке, да и сам рынок в целом.
- GE Aviation 15% продукции производится с использованием 3D-печати. В планах – увеличение этого значения до 25% и 50% в течение 10 лет и 20 лет соответственно.
- Boeing выпустила более 20 000 деталей, изготовленных по аддитивной технологии.
- General Electric печатает 25 тыс. топливных форсунок для новых турбовинтовых двигателей.
- Airbus поделилась своей уникальной технологией аддитивного производства облегченных деталей с другими профессионалами авиационной отрасли.
- NASA ежегодно экономит порядка $1,5 млн на 3D-печати.
- Siemens (2014 г.) сделали заявление о переходе с традиционных методов производства деталей для горелок газовых турбин на технологию селективного лазерного плавления.
В условиях жесткой конкуренции со стороны Запада, Европы и Китая, российским промышленным компаниям приходится особенно тяжело: большие издержки и меньшие технологические возможности, ставят их на заведомо аутсайдерские позиции.
Вложение средств в старые технологические циклы не дает должного эффекта: это игра на чужом поле по чужим правилам. Для укрепления позиций необходимо “перевооружение”.
Цена вопроса
Однако на практике “перевооружение” производства – это откровенно затратно. Для российских компаний (в условиях санкций и нестабильности курса) – это скорее дорогая авантюра, чем выгодное капиталовложение.
Стоимость импортной модели SLM 3D-принтера доходит до 100 млн. руб. Позволить себе установку лазерного плавления марки EOS,SLM-Solutions или 3D Systems (как лидеров рынка), сможет не каждое крупное предприятие, не говоря уже о небольших инжиниринговых компаниях.
Не так давно на рынке появились и российские предложения по промышленному 3D-оборудованию:
- “Melt Master 3D 550” госкорпорации “Росатом” стоимостью 60 млн. руб;
- “RussianSLM ProM” от “3D SLA” стоимостью – 40 млн. руб.
Сорок миллионов, безусловно, меньше ста, но для молодых инжиниринговых фирм – это равным образом убыточно (не стоит забывать и о дополнительных расходах на комплектующие и обслуживание).
Надежда есть!
Буквально месяц назад, неожиданно для всех, петербургская компания “ЛАР Технологии”, сама будучи молодой инжиниринговой фирмой (основана в 2015 г. Михаилом Александровым. В 2016 г. компания стала самым молодым номинантом на правительственную премию “Сделано в Петербурге”- прим. редакции), подала серьезную надежду на улучшение сложившейся ситуации.
В июле 2017 г. компания презентовала ни много, ни мало – первый доступный промышленный 3D-принтер по металлу! Стоимость “LAR P” 9,8 млн. руб – это в 3 раза дешевле мировых аналогов!
Уникальное ценообразование объясняется российскими комплектующими (принтер на 90% собран из российских деталей) и корпоративной политикой.
“Основной целью разработки является внедрение 3D-технологий в массовый сектор мелкосерийного производства. Нет никаких сомнений, в том, что спрос на доступное 3D-оборудование в промышленном сегменте есть. Мы, наконец, даем это предложение. ”
– Николай Дробченко, директор по IT и автор программного обеспечения “LAR P”.
Сравним доступную разработку с ее мировыми аналогами: немецким “SLM125” и китайским “EP-M100”.
Наименование, страна | SLM125 Германия | EP-M100 Китай | LAR P Россия |
Стоимость | 50000000 руб | 20 000 000 руб | 10 000 000 руб |
Рабочая зона (ДхШхВ),мм | 120 × 120 × 80 | 125 × 125 × 75 | 100 × 100 × 200 |
Скорость построения, см3/час | до 25 | до 10 | до 15 |
Мощность лазера, Вт | 400 | 100-200 | 200 |
Габариты установки (ДхШхВ), мм | 1400 × 900 × 2460 | 940 × 1300 × 1980 | 1800 × 1500 × 720 |
Разница между функционалом доступного “LAR P” и опытным немецким SLM, конечно есть, но она ровно такова, какой и должна быть разница между премиальным и экономичным предложением.
“У нас получилось! Два с половиной года работы! Самофинансирование и…Принтер по металлу печатает!” – радостно восклицает Александров на своей страничке в соц. сети.
При этом, продукт “ЛАР Технологий” во многом обходит того же китайского конкурента.
Приобретать или нет – выбор каждого, но факт того, что этот самый выбор у малых фирм наконец появился, не должен оставаться незамеченным.
Помимо “LAR P” компания готовит к выпуску целую линейку 3D-принтеров по металлу для крупных промышленных фирм.
Напомним, что “ЛАР Технологии” уже удивляли нас первыми системами активной загрузки (обеспечивают максимальную реалистичность управления на профессиональных авиационных тренажерах) российского производства, 3D-принтером для одежды, а также уникальной установкой по производству термопластичных композитных материалов (см. Новая эра композитной промышленности).