Лобби в лоб: как формируют мнение о вакцинации против коронавируса

103
Лобби в лоб: как формируют мнение о вакцинации против коронавируса
Фото: sasovo.bezformata.com
Сильвестр Петров
Основатель агентства по управлению репутацией Markway

Хочешь продвинуть спорную инициативу — заручись поддержкой общественности. О том, почему антивакцинное лобби оказалось на редкость жизнеспособным и какие технологии формируют мнения, рассказывает основатель агентства по управлению репутацией Markway Сильвестр Петров.

В конце октября Кремль заявил о перезапуске информационной кампании по вакцинации. Причина — массовое недоверие граждан к прививке даже на фоне катастрофической смертности от коронавируса. По данным опроса «КП», только 39 % опрошенных поддерживают прививки.

Мы проанализировали упоминаемость темы “вакцинация от коронавируса” за последние три месяца в интернете. Оказалось, что NSR (доля чистых упоминаний) составляет минус 33, это значит, что негатива значительно больше. То есть инициатива встречает яростное сопротивление, а эксперты все громче говорят об антивакцинном лобби. Что это такое?

Лобби — это политтехнология и массированное воздействие на общественное мнение и органы власти, чтобы добиться конкретных решений в свою пользу. В случае с Covid-19 поддержка антипрививочной кампании была усилена с трех сторон: оппозиционными силами, фармкомпаниями и производителями конкурентных вакцин. Первым важно завоевать повестку, вторым — сохранить продажи средств от и для профилактики коронавируса, третьим — не допустить российские вакцины на другие рынки. На общественности они тестируют традиционные методы манипуляций:

  1. Порционное внедрение негатива.
  2. Создание проблемы на основе чужого скепсиса.
  3. Упор на отрицательные эмоции: страх, тревогу, подозрительность.
  4. Пропаганда простых решений.
  5. Поиск сильного врага.

Технологии лобби

Лоббирование интересов атакует самые слабые, но массовые позиции — умы людей, которые устали от ограничений и опасаются обмана. Массовое сознание очень гибкое. Истории о знакомых, которые после прививки попали в больницу, передаются в очередях за хлебом и в офисных курилках. Это истории о несправедливости, которым, конечно, верят больше, чем официальной статистике. Лоббистам важно создать видимость широкой общественной поддержки, и они используют все возможные каналы.

Как восстановить обоняние после коронавируса
Как восстановить обоняние после коронавируса
262
  • Опросы. Социологические исследования — возможность привлечь ботов и изменить итоги голосования. Выборка не имеет значения.

  • Петиционные сайты: CitizenGo, Change.org, Демократор, РОИ. Подобные ресурсы хорошо маскируют лобби под общественные интересы. К моменту написания этой статьи петицию против обязательной вакцинации на Change.org подписали более 60 тысячи человек. Накал поддерживают комментарии пользователей.

  • Шок-контент. Шокирующий контент — идеальная почва для рождения фантастических слухов. Изобретательности авторов можно позавидовать: от коронавируса в 5G-вышках до вбросов о массовой гибели людей от «Спутника».

  • Использование лидеров общественного мнения. Лоббисты выступают за спинами медиков, имеющих альтернативное мнение, или за медийными персонами с миллионами подписчиков.

  • Распространение мифов. По сетям довольно долго гуляли байки, что вакцина от коронавируса встраивается в ДНК, а металл примагничивается к месту прививки. Это звучит настолько же смешно, настолько же и грустно, потому что истории успешно идут «в народ».
Нужно ли делать прививку, если переболел коронавирусом
Нужно ли делать прививку, если переболел коронавирусом
105

Как защитить общественное мнение

С точки зрения репутации политический лоббизм, особенно в таком формате, как в России, — серьезная угроза. Он сбивает общественное мнение с верного курса и мешает принимать обоснованные решения. Одним словом, всячески вредит. Лобби сложно схватить за хвост и вычленить виновных. Это длинная цепочка, которая теряется в больших кабинетах за дубовыми дверями. Поэтому один из лучших методов — работа с общественным мнением в сети и его защита от вбросов.

Чего боится коронавирус
Чего боится коронавирус
113
  • Во-первых, необходимо регулярно мониторить упоминания в интернете. С этим справляются ORM-специалисты и автоматизированные сервисы, которые позволяют фильтровать спам и найти публикации и комментарии на нужную тему. Особое внимание — пабликам в соцсетях.
  • Во-вторых, нужно быстро реагировать на резонансную информацию, которая расходится в мессенджерах и сомнительных СМИ. В октябре этого года появился комментарий скандально известного врача о том, что у привитых людей коронавирус протекает тяжелее, чем у непривитых. На следующий же день российские ресурсы отреагировали контрпубликацией. Lenta написала, что слова врача недостоверны и основаны на непроверенных данных.

  • В-третьих, важно привлекать экспертов к защите от лобби. Не только медиков, которые работают с коронавирусом и могут на пальцах объяснить действие вакцин. Люди готовы верить всем лидерам общественного мнения, и их нужно использовать. Быстрая реакция и детальная проработка каждого антиваксерского мифа сведет влияние лобби к минимуму.
1
Содержание Поделиться