Итоги конференции СФ РФ, посвященной экономическим программам развития регионов России

«Международные и национальные экономические программы как инструмент развития регионов Российской Федерации»

Конференция «Международные и национальные экономические программы как инструмент развития регионов Российской Федерации» состоялась в Совете Федерации 25 января 2018 года (подробнее).

Конференция собрала на своей площадке более 500 участников. Мероприятие посетили более 50 послов и торгпредов, приехали представители более 45 субъектов РФ в лице заместителей губернаторов и министров, а также руководители региональных и межгосударственных корпораций развития, технополисов, кластеров, особых экономических зон, центров компетенций и ГЧП, общественных организаций и ассоциаций, ведущих предприятий, банков и др. В работе конференции приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ.

Организаторами конференции выступили Временная комиссия Совета Федерации по мониторингу экономического развития, Межрегиональная общественная организация «Московская ассоциация предпринимателей», Российская Ассоциация международного сотрудничества при поддержке АНО «Промсотрудничество».

Целью конференции стало совершенствование системы прямых международных связей субъектов Российской Федерации, экспортно-ориентированных предприятий промышленности с зарубежными партнерами, определения путей устранения административных барьеров, препятствующих эффективной внешнеэкономической деятельности.

Как распределяются расходы на поддержку промышленности? Отвечает Минпромторг

В день работы конференции была организована выставка региональных инвестиционных проектов и площадка для деловых контактов, в рамках которых можно было ознакомиться с продукцией промышленных предприятий российских и зарубежных товаропроизводителей.

Открывая конференцию, член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Николай Рыжков, который выступил ведущим пленарного заседания, напомнил, что из 85 регионов, входящих в Совет Федерации, только 12 регионов – самодостаточные, так называемые доноры. Все остальные 73 региона – дотационные.

Международные и национальные экономические программы как инструмент развития регионов Российской Федерации

Николай Рыжков отметил, что сегодня регионы работают с Министерством финансов, которое решает вопросы распределения дотаций, решает налоговые вопросы. Но этого недостаточно. Нужно заниматься не только налогами, но в первую очередь развитием регионов, чтобы число дотационных снижалось. Здесь более активную позицию должно занимать и другие министерства, и в первую очередь Министерство экономического развития.

Николай Рыжков отметил, что регионы очень заинтересованы в капитальных вложениях, инвестициях, в том, чтобы к ним приходили предложения по развитию мощностей, особенно иностранных, потому что там, куда приходят новые технологии, высокая производительность труда, хорошая отдача.

Привлечение инвестиций в Санкт-Петербург

Привлечение инвестиций в Санкт-Петербург

О привлечении инвестиций в Санкт-Петербург, в 2017 году возглавившем рейтинг инновационных регионов России, рассказал вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан. По его словам, одним из ключевых факторов привлечения инвесторов в регион является реализация масштабных проектов, которые способны качественно изменить городскую среду, например, таких как Западный скоростной диаметр, строительство морского пассажирского терминала. И с участием таких стратегических инвесторов в городе уже завершено 10 проектов и несколько находятся в стадии реализации.

По данным на конец 2017 года, Санкт-Петербург привлек уже почти 0,5 млрд рублей инвестиций, и после завершения подобных проектов объем инвестиций у нас составит 1 трлн рублей. Такому положению дел способствует развитие промышленных зон, сеть индустриальных парков и бизнес-инкубаторов, особая экономическая зона, которая недавно была расширена. По состоянию на 31 декабря прошлого года объем инвестиций резидентов особой экономической зоны составил свыше 28 млрд. рублей. Было создано свыше 2,5 тысячи высококвалифицированных рабочих мест. Объем налогов резидентов, уплаченных в бюджеты всех уровней, составил свыше 8,5 млрд. рублей.

Еще один из институтов развития и создания новых производств в СПб –льготные займы фонда по развитию, или по поддержке промышленности Санкт-Петербурга. Фонд предоставляет предприятиям льготные займы от 30 до 150 млн. рублей под 5 процентов годовых на пять лет. Уставной капитал фонда – свыше 1,5 млрд. рублей. На сегодняшний день было одобрено уже порядка 9 таких подобных проектов.

Развитие региональной экономики Калужской области

Развитие региональной экономики Калужской области

Об инструментах развития региональной экономики на примере Калужской области рассказал заместитель губернатора Калужской области Владимир Потёмкин. Область давно и прочно входит в список регионов-доноров. За последние 11 лет только в заводы области получили более 15 млрд долларов прямых инвестиций. Это новые заводы, которых не было никогда на территории Калужской области, такие как – Новолипецкий металлургический комбинат – «первый завод построенный в голом поле на расстоянии 84 километров от Кремля за последние 80 лет». На территории области работает более 60 предприятий фармацевтической промышленности.

Особого внимания заслуживает мультимодальный логистический центр, откуда уже восемь месяцев ходят регулярные грузовые поезда пять раз в неделю из Китая (порт Далянь) и три поезда из порта Ворсино (Калужская область) в порт Далянь. Этот позволило компании Samsung построить еще два завода на территории Калужской области.

Развитие промышленности в Татарстане

Развитие промышленности в Татарстане

Промышленность развивается и в Татарстане, о его успехах рассказал Председатель правления машиностроительного кластера Республики Татарстан Сергей Майоров. Татарстан занимает третий год подряд первое место по инвестиционной привлекательности среди всех регионов Российской Федерации. В республике работает самая успешная особая экономическая зона – «Алабуга». 58% выручки всех особых зон России генерируют как раз резиденты этой особой экономической зоны. Построена еще одна особая экономическая зона – город Иннополис.

Сегодня в Татарстане сконцентрировано максимальное число территорий особого социально-экономического развития среди всех субъектов Российской Федерации (ТОСЭР). ТОСЭР «Набережные Челны» собрала более 50% инвестиций среди всех ТОСЭРов России. В декабре 2017 года созданы еще три ТОСЭРа Нижнекамск, Зеленодольск, Чистополь, где условия по инвестированию намного мягче, чем в ТОСЭР «Набережные Челны».

Территории опережающего социально-экономического развития. Список особых экономических зон в России

Сергей Майоров также отметил, что ему даны полномочия представлять крупнейший машиностроительный кластер в России. Оборот 300 членов кластера за 2016 год – более 600 млрд. рублей, 110 тысяч работающих. «Важный аспект — развитие кооперации между субъектами Российской Федерации, — считает Сергей Майоров. — Много соглашений подписано с Калужской областью. Есть соглашение с Липецкой областью, с Торгово-промышленной палатой. По этим соглашениям мы не только обмениваемся информацией, но и делаем совместные мероприятия, чтобы наш бизнес между собой заключал договора». Из успехов межрегиональной кооперации: в 2017 году запущен кооперационный проект «Национальный портал субконтрактации» в отраслях машиностроения, нефтехимии, переработки полимеров и IT, куда включились уже 58 субъектов Федерации, 12 стран.

Начат экологический проект по переработке старых покрышек в регенерат, во вторичный каучук. Регенерат используют все шинные заводы, все заводы резинотехнических изделий. Максимальный срок окупаемости — два года. «Мы предлагаем всем регионам, всем предприятиям, которые находятся в зале, даже соинвестировать данный проект, стоимость оборудования, которая производится по выпуску регенератов»,- рассказал Сергей Майоров.

Развитие Крыма

Развитие Крыма

О развитии Крыма рассказал заместитель председателя Совета министров Крыма Георгий Мурадов. «В Крыму, — подчеркнул чиновник, — создана единственная в России свободная экономическая зона, не зона особого развития, не особые есть такие территориальные кластеры, а именно в масштабах всего крымского пространства, где проживает 2,5 миллиона человек. Это колоссальные льготы и преференции, которые предоставляются участникам зоны, которые в ней регистрируются. На сегодняшний день в свободной экономической зоне полуострова зарегистрировано свыше 1 тысячи компаний».

Второй элемент, отличающий Крым от других – федеральная целевая программа развития Крыма, в соответствии с которой до 2020 года предполагается вложить до 700 млрд. рублей. Программа очень интересна для иностранного бизнеса тоже, потому что она подразумевает создание мощных артерий транспортных структур, современного социального сектора, образовательных учреждений.

На регулярной основе в регионе проводится Ялтинский международный экономический форум, все более популярный у иностранцев. В прошлом году участие в Форуме приняли представители из 50 стран мира, ожидается, что в этом году эта цифра увеличится до 60.

Крым стал очень серьезной площадкой для проведения крупных международных форумов общественной дипломатии. Ежегодно проходит Ливадийский форум зарубежных соотечественников, с 2017 года проходит Форум друзей Крыма, организованный иностранными партнерами, по инициативе французских, кипрских и итальянских депутатов парламентов. На Ялтинский международный экономический форум приезжают члены ассоциации друзей Крыма, объединяющей политиков, общественных деятелей, известных фигур более чем из 30 стран мира.

Иностранные инвестиции в экономике России — современный этап и перспективы

Проблемы в развитии регионов

Несмотря на позитив, существует множество останавливающих развитие регионы факторов. О финансовом состоянии регионов, существующих проблемах и возможных методах их устранения рассказала депутат Государственной Думы, член Комитета по бюджету и налогам Вера Ганзя. В частности депутат отметила, что развитие российских регионов, их экономический, в том числе инвестиционный потенциал, находится сегодня под определяющим воздействием федеральной макроэкономической политики, прежде всего, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной. Эта же политика оказывает серьезное влияние и на финансовое состояние регионов, определяя их финансовые возможности.

«Финансовое состояние многих регионов крайне плачевное. Мы сегодня здесь послушали преимущественно регионы, у которых финансовое состояние более или менее благополучное, но надо понимать, что сегодня семь регионов имеют внутренний государственный долг выше 100 процентов уровня собственных доходов, около 16 регионов – 85–100 процентов выше уровня собственных доходов, 30 регионов – 50–80 процентов. Это те регионы, которые закредитованы», — рассказала Вера Ганзя.

При этом бюджетных кредитов около 45%, около 28% — коммерческие кредиты.

По словам депутата, в последнее время Правительство Российской Федерации предпринимало достаточно серьезные меры, чтобы нивелировать отрицательные последствия привлечения кредитных ресурсов из коммерческих кредитных организаций. Несколько лет назад вместо, увеличения количества сумм дотаций, субсидий регионам предоставлялись бюджетные кредиты. Однако, отметила депутат, тот эффекта, на который рассчитывали не получили. В результате приходится проводить реструктуризацию бюджетных кредитов. В результате такого отношения федерального центра к регионам, ужесточения условий финансовой поддержки, деньги идут не на поддержку и развитие, а на выплату по текущим кредитам, и эти выплаты достаточно серьезные.

Также, отметила Вера Ганзя, неравномерная и не совсем прозрачная система поддержки регионов приводит к их неравномерному развитию.

Вместе с тем регионы получают в том числе и низкую долю налоговых поступлений. «Нам нужно оставлять для регионов тот процент налогов, который бы позволял сегодня оставлять лучшим их развитие. Мы хотим сделать так, чтобы регионы могли зарабатывать сами в первую очередь, не ждать, когда им манна небесная в виде межбюджетных трансфертов упадет и они будут решать свои вопросы, свои проблемы и выполнять свои полномочия», — считает депутат.

 Меры по улучшению финансовое состояние регионов

Конкретными мерами, которые улучшают финансовое состояние регионов Вера Ганзя называет:

  • расширение налогооблагаемой базы субъектов Российской Федерации, в том числе отмена перечисления в федеральный бюджет 1 процента налога от прибыли;
  • изменение соотношения поступлений в федеральный и региональные бюджеты акцизов – сегодня оно составляет в федеральный – 42,6, в региональные – 57,4;
  • возврат регионам финансирования в форме федеральных субсидий и дотаций;
  • компенсация бюджетам субъектов Российской Федерации выпадающих доходов в полном объеме.
  • финансовое обеспечение переданных полномочий. Как отмечает депутат «если в 2012 году у регионов было 62 полномочия, то в 2017 году – 113 полномочий. При этом порядка 60 полномочий, которые были переданы из федерального центра на регионы, в полном объеме финансированием не обеспечивались. Вот эту проблему, безусловно, надо решать».

Есть и другие меры, в том числе в области инвестиционной политики, которая требует «приоритета инвестора».

Привлечение иностранных инвесторов в Россию

Иркутская область

Иркутская областьОтдельно депутат отметила успехи Иркутской области в сфере бюджетного планирования и государственной поддержке точек роста: «За один год этот регион вышел из хронического дефицита, сегодня у него серьезный рост, в том числе рост бюджета. В результате Минфин России присвоил этому региону первую степень качества управления региональными финансами, а международное рейтинговое агентство повысило рейтинг региона до максимально возможного. Это региональная модель «Государство развития». В основе ее – идея изменения экономической политики здесь и сейчас, не дожидаясь, пока между собой договорятся экономисты, а просто смотреть свои собственные ресурсы и использовать их грамотно».

Столица

Столица

Позицию московского бизнеса представил вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян, который напомнил, что за инвестора в сегодняшних условиях международной кооперации и конкуренции, за те сжатые инвестиционные ресурсы, которые присутствуют на рынке, нужно бороться. Только за 2016 год (за 2017-й, итоги окончательно не подведены) в Москву пришло почти 24 млрд евро инвестиций, за которые город серьезнейшим образом борется. Это большая совместная работа исполнительной власти, законодательной власти, которая постоянно мониторит ситуацию и принимает те законы, которые способствуют присутствию бизнеса и инвесторов на территории города.

В Москве был проведен в свое время серьезнейший анализ конкурентоспособности города. На сегодняшний день выделено несколько приоритетных отраслей – это здравоохранение, образование, транспортная инфраструктура, развитие новой экономики в формате хай-тек, туризм, городская инфраструктурная среда и определенные передовые области нефтехимии.

Московская городская Дума оперативно обновила законодательную базу под поставленные задачи, что на сегодняшний день позволяют привлекать инвестиции — это предоставление займов, субсидий, снижение налоговой нагрузки, в частности, компаниям – резидентам особых экономических зон, управляющим компаниям – резидентам технопарков и технополисов. И даже на сегодняшний момент компенсация инвесторам некоммерческих рисков. «Это достаточно редкий инструмент, когда регион дает свои гарантии тем инвесторам, которые вкладываются в приоритетные проекты развития города», — подчеркнул Сурен Варданян.

Изменение системы привлечения инвестиций

Также спикер предложил подумать над изменением системы привлечения инвестиций. «Принципиально важно консолидировать и скоординировать деятельность всех инструментов привлечения инвестиций в регион и между регионами России в целом. За рубежом на привлечение инвестиций работают два-три серьезных института, они действуют в формате государственно-частного партнерства. Это позволяет маневрировать, вести гибкую политику, оптимизировать финансовые затраты бюджета, вовлекать бизнес в решение вопросов, связанных в том числе и с работой регионов и это позволяет бизнесу понимать свое значение на этих территориях».

Президент межрегиональной общественной организации «Московская ассоциация предпринимателей» Андрей Поденок предложил развивать отрасли, дающие синергетический эффект и влияющих на потребление. «Есть синергетические вещи, которые существуют в государстве, и что дает больше всего рабочих мест: одно место в строительстве дает 14 мест в смежных экономиках, на самом деле 16, одно место в машиностроении дает восемь смежных мест. И эти вещи необходимо развивать в довольно серьезном сегменте».

О Калининградской области

О Калининградской области

Заместитель руководителя Представительства Правительства Калининградской области Денису Салий сделал акцент на необходимости обратить внимание на отрасли, направленные на развитие промышленности, на повышение числа рабочих мест. С 1996 года в Калининградская область является особой экономической зоной (режим продлен до 2045 года). Этот режим распространяется на всю территорию Калининградской области — 15 тыс. кв. км., включая прибрежные акватории, шельф.

На территории Калининградской области созданы три технопарка. Те условия ОЭЗ, которые действуют с этого года, интересны для компаний, которые занимаются переработкой продукции из импортного сырья, так как отсутствуют таможенные пошлины и ввозной НДС. Сейчас вместе с Внешэкономбанком прорабатывается крупный инфраструктурный проект по созданию сухого порта для перегрузки грузов, следующих из Европы в Азию, и в обратную сторону. Первый поезд так называемого «Нового Шелкового пути» в конце прошлого года успешно прошел через Калининградскую область.

Ямало-Ненецкий автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Углеводородный Ямало-Ненецкий автономный округ представил руководитель ямальского представительства при Правительстве Российской Федерации Дмитрий Захаров, который рассказал, что в округе до 2020 года реализуется 30 приоритетных инвестиционных проектов на общую сумму более 2,8 трлн. рублей, которые в среднесрочной перспективе будут обеспечивать приток иностранных инвестиций в автономный округ. Энергетической стратегией России до 2030 года Ямал обозначен как основной газодобывающий регион страны, потенциал производства в регионе составляет более 100 млн. тонн сжиженного природного газа в год. Эта ресурсная база позволит создать в регионе кластер с долей производства более 15 процентов мирового рынка. Основные перспективы роста показателей внешней торговли автономного округа несырьевыми товарами будут связаны с запуском к 2020 году Новоуренгойского газохимического комплекса. Планируется, что это производство будет выпускать до 4 тыс. тонн полиэтилена низкой плотности различных марок.

Несмотря на то, что в экономике региона тон задает топливно-энергетическая промышленность, особое внимание руководством автономного округа уделяется и этнообразующей отрасли сельского хозяйства – северному оленеводству. В период с 2008-го по 2017 годы из округа экспортировано свыше 3,5 тыс. тонн мяса в Финляндию, Германию и Швецию. Недавно были подписаны очередные внешнеэкономические контракты на поставку оленины в Европу в объеме 532 тонны, что на 33% выше показателей прошлого года. Округ начал прорабатывать вопросы с иностранными партнерами над созданием предприятий по производству продуктов питания, кормов, по переработке продуктов северного оленеводства с целью получения эндокринно-ферментного вещества с дальнейшим экспортом в данный регион.

Далее работа продолжилась стратегической и тремя рабочими сессиями.

Участники конференции высказали конкретные предложения по совершенствованию системы внешнеэкономических связей, которые лягут в основу дальнейшей законодательной работы.

Комментарии
wpDiscuz

Комментариев пока нет, можете добавить.