|

Имеют ли банки право на сбор биометрических данных россиян?

Ряд крупных российских банков, несмотря на необязательность, требуют у своих клиентов сдать биометрические данные, аргументируя защитой от мошенничества и отмыванием денег.

Ольга Полянская

Социолог, экономист, юрист. Специализация: политика, экономика, юриспруденция

Имеют ли банки право на сбор биометрических данных россиян?

Таким банками в частности являются «Почта банк» и «ФК Открытие». Для открытия счета или вклада необходимо сфотографироваться, в противном случае клиент получает ограниченный набор услуг или ему вовсе отказывают.

Объясняя факты, банкиры ссылаются на 115-ФЗ » О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», где от них требуют идентифицировать клиента, но способ идентификации банки призваны выбирать самостоятельно. Биомерия же является защитой от мошенничества.

«Всем клиентам мы поясняем, с какой целью мы их фотографируем и как будет использоваться фото»,— поясняют в «Почта банке». Кроме того: «Договором на открытие банковского счета предусмотрена процедура аутентификации клиента по фотографии. Таким образом, принимая оферту банка о заключении договора банковского счета, клиент соглашается и на фотографирование».

При этом юристы не сходятся в оценке правомерности действий банков. Одни считают, что договор определяет полностью все взаимоотношения сторон, и если клиент не согласен фотографироваться, то банк не согласен открыть ему счет. Другие напоминают о публичности договора банковского счета и том, что банк не может отказать клиенту в открытии того же счета при предъявлении паспорта.

Центробанк же не ответил на вопрос правомерности сбора биометрических данных. Однако еще в феврале 2019 г. ЦБ выражал недовольство формализованным подходом банков к сбору таких данных.

Процесс цифровизации в России идет полным ходом. Еще в 2018 г. была запущена первая единая цифровая платформа Единая биометрическая система (Ростелеком). Это удаленная система идентификации клиентов, предоставивших свои данные банкам (фото, голос), помогающая получить услуги банка не приходя в отделение. По данным ЦБ на конец января 150 банков России занимались сбором такой информации.

Нравится
Ха-ха
Ого
Грусть
Возмутительно
Не нравится
1
0
0
0
1
0