Дорогу осилит идущий: АО Донаэродонстрой тогда и сейчас

196
Дорогу осилит идущий: АО Донаэродонстрой тогда и сейчас
Фото: siurgtu.ru
Валентина Тамм
Журналист и инженер

Осенью 2019 года АО «Донаэродорстрой» Алексея Кнышева — крупнейшее дорожно-строительное объединение Юга России – объявило о переносе своей штаб-квартиры в Москву и планах «выйти на реальный федеральный масштаб».

Сегодня компания, отмечающая 65-летний юбилей, успешно реализует десятки сложных транспортных проектов в самых разных регионах страны. В своем обзоре мы восстановим историю вхождения амбициозных ростовчан в федеральный топ предприятий дорожной отрасли.

Из скромного строительного управления в крупнейшие инфраструктурные компании страны: путь длиною в 65 лет

АО «Донаэродорстрой» было образовано в 1992 году после акционирования ростовского строительного треста «Дондорстрой». Однако свою историю компания ведет с 1956 года, когда на базе 8-й Дорожно-строительной дивизии было образовано Управление строительства № 15 Главдорстроя Министерства транспортного строительства СССР.

Изначально УС-15 занималось строительством дорог общего и сельхозназначения исключительно на территории Ростовской области. Но уже в 60-70-х годах УС-15 (трест Дондорстрой) выходит на союзный уровень: для участия в прокладке государственных автодорог Москва-Волгоград и Москва-Харьков-Симферополь три крупнейших строительных подразделения и две автобазы предприятия переводятся в Волгоградскую и Харьковскую области. В тот же период Управление преобразовывается в трест «Дондорстрой» и расширяет свою специализацию, начиная активно заниматься строительством взлетно-посадочных полос аэродромов в Ростове-на-Дону, Волгограде, Таганроге, Волгодонске.

В 2005 году АО «Донаэродорстрой» входит в Группу строительных компаний «ДОН», объединившей крупнейшие ростовские строительные предприятия различной специализации.

Компания, давно переросшая региональный уровень, продолжает год за годом расширять географию присутствия, возводя федеральные и региональные трассы практически по всей стране. Переезд в столицу в 2019 году окончательно закрепляет федеральный статус Донаэродорстроя, который еще раз подтверждается в июле 2020-го включением предприятия в перечень системообразующих организаций российской экономики.

Через количество к качеству

С годами рос не только статус, но и масштаб и технологическая сложность реализуемых Донаэродорстроем проектов.

Важной вехой в истории компании стало участие в реконструкции и строительстве федеральной дороги М-4 «Дон». Благодаря Донаэродорстрою за 17 лет трасса, являющаяся значимой частью международных транспортных коридоров и основной магистралью Север-Юг, на всем протяжении по территории Ростовской области была обеспечена минимум четырьмя полосами движения. А открытый в 2013 году 30-километровый участок М-4 в обход поселка Тарасовский стал одним из важных инфраструктурных объектов, построенных в рамках подготовки страны к Сочинской Олимпиаде.

Другим знаковым для компании проектом стала реконструкция трассы в Краснодарском крае на участке км 1250 – км 1319, к которой Донаэродорстрой был привлечен уже после того, как предыдущим подрядчиком были сорваны все сроки и фактически заморожена стройка в самый разгар важного для Юга, транспортно напряженного летнего сезона отпусков. Под личным контролем Министра транспорта России, Полпреда Президента в Южном федеральном округе и Губернатора Краснодарского края строительство технологически-сложного участка трассы протяженностью 69 км, включавшего 11 разноуровневых развязок, 5 мостов, 15 путепроводов и 6 надземных пешеходных переходов, было выполнено Донаэродорстроем точно в срок и с полной гарантией качества.

Количество других важных для экономики страны и региона транспортных объектов, в возведении которых начиная с 90-х годов участвовала компания, исчисляется десятками. Среди них работы по реконструкции федеральных трасс Р-22 «Каспий» (быв.М-6), М-21 (А-260 «Волгоград – Каменск-Шахтинский – граница с Украиной») и М-23 (А-280 «Ростов-на-Дону – Таганрог – граница с Украиной»), строительство трасс «Ростов-на-Дону – Азов» и «Подъезд к аэропорту «Платов», Восточного и Западного обхода Ростова-на-Дону, автомобильной дороги «Морозовск – Волгодонск» с мостовым переходом через реку Дон, и многое другое.

Накопленный опыт и безупречная репутация исполнителя позволили Донаэродорстрою в 2010-х годах стать одним из основных государственных подрядчиков при осуществлении дорожного строительства на территории Юга. По данным Rusprofile, за период 2011-2021 гг. компанией был заключено 75 контрактов общей стоимостью 62,17 млрд рублей. Согласно СПАРКу, в тройку крупнейших государственных заказчиков предприятия на сегодняшний день входят Минтранс Ростовской области (24,4 %), ФКУ УПРДОР Москва-Волгоград (7,3%) и ФКУ УПРДОР «Южный Урал» (2,4%).

Первым по-настоящему крупным госконтрактом Донаэродорстроя стал полученный в 2015 году тендер Минтранса Ростовской области на 6,57 млрд рублей. Крупнейшим же на текущий момент является выигранный в августе 2020 года конкурс на право заключения с ГК «Автодор» долгосрочного инвестиционного соглашения на строительство, ремонт и эксплуатацию дальнего западного обхода Краснодара стоимостью 41,5 млрд рублей.

Рецепт успеха

Стать одной из немногих региональных компаний, не только вышедших, но и успешно закрепившихся на федеральном уровне, Донаэродорстрою помогла ставка на комплексное развитие, технологичность, стабильность и компетенции.

Сегодня в структуру компании входят не только 8 современных производственных баз, обеспеченных всей необходимой транспортной инфраструктурой, но и собственные 4 асфальтобетонных заводов и завод по производству бетона, а также собственная сертифицированная лаборатория.

По данным экспертов, доля контрафактного цемента на рынке в России в отдельные годы достигала 20 %. В этих условиях стратегическое решение о развитии собственного сырьевого производства позволяет компании не только быть полностью уверенной в качестве возводимых дорог, но и является своего рода страховкой от срыва сроков выполнения заказов из-за возможных перебоев с поставками ключевого для дорожников сырья. Насколько этот шаг был продуманным показал 2020 год. В период глобального локдауна, когда приостанавливались производства и сообщение между регионами внутри страны было затруднено, Донаэродорстрой ни на один день не прекращал работу. Более того, компания сумела на год раньше установленного срока, к декабрю 2020-го, полностью завершить третий этап строительства дорожного обхода города Аксая Ростовской области.

Следующим слагаемым успеха стала ставка на технологичность. Сегодня ежегодно обновляемый транспортный парк предприятия включает более 400 единиц новейшей специализированной техники ведущих мировых производителей. Благодаря своей технической и технологической оснащенности Донаэродорстрой в состоянии ежегодно строить и реконструировать до 100 км автодорог 1 категории.

Однако одним техническим оснащением и автоматизацией компания не ограничивается, используя при возведении дорог и аэродромов самые технологичные и современные материалы собственного производства. В первую очередь речь идет о высокопрочном щебеночно-мастичном асфальтобетоне (ЩМА) – искусственном дорожно-строительном материале, имеющим длительный срок эксплуатации и высокую износостойкость. Шероховатое покрытие из ЩМА обладает повышенным коэффициентом сцепления шин с поверхностью дороги, что обеспечивает дополнительную безопасность при движении транспорта на больших скоростях. Благодаря своей экономической эффективности сегодня в большинстве развитых стран щебеночно-мастичный асфальтобетон является основным материалом, используемым при строительстве скоростных автотрасс и взлетно-посадочных полос аэродромов.

Главной характеристикой деятельности Донаэродорстоя и всей ГСК «ДОН» на всем протяжении его истории безусловно является стабильность. Не важно, идет ли речь о высоком качестве выполняемых работ, финансовых результатах или же о структуре собственников и стратегии развития компании в целом.

С самого момента своего основания в 1992 году АО «Донаэродорстрой» не менял владельцев. Первоначально учредителями компании выступили два друга детства – Николай Имедашвили и Алексей Кнышев. Позднее к ним присоединяется Владимир Кирсанов. Они же являются собственниками компании сегодня, тридцать лет спустя. Согласно данным СПАРКа, на текущий момент каждому из них принадлежит 32,3 % ее акций.

Неравнодушное отношение основателей компании, каждый из которых по праву может считать Донаэродорстрой делом своей жизни, позволяют предприятию год за годом показывать отличный финансовый результат. В 2019 году (последние доступные данные) выручка компании составила 7,5 млрд рублей (+ 15 % к 2018 году), чистая прибыль выросла до 920 млн рублей. На начало 2020 года стоимость компании оценивалась в 2,6 млрд рублей.

И все же любая компания – это не оборудование и не строчка в бухгалтерской отчетности, но в первую очередь люди.

Дорожное хозяйство сегодня – технически сложная и капиталоемкая отрасль, нуждающаяся в грамотных, высококвалифицированных кадрах. Желая и дальше сохранять передовые позиции в отрасли, несколько лет назад в 2017 году Донаэродонстрой подписал с Шахтинским автодорожным институтом соглашение о развитии стратегического партнёрства по опережающей подготовке кадров для дорожно-транспортной отрасли.

За прошедшее с момента подписания время порядка сотни студентов прошли производственные и преддипломные практики на объектах Донаэродорстроя, вживую окунувшись в процесс строительства современных дорог. Обучение студентов не только своего рода социальная нагрузка для компании, но и вполне прагматичное решение, стратегическая инвестиция в будущее предприятия.

Сегодня Донаэродорстрой не планирует останавливаться на достигнутом. Компания активно наращивает портфель проектов, наиболее крупными из которых на текущий момент являются создание транспортных обходов городов Аксая (Ростовская область), Волгограда, дальнего западного обхода Краснодара, реконструкция федеральной трассы М-5 «Урал», а также строительство Северного обхода г. Ростов-на Дону, контракт и разрешение на осуществление которого были получены в начале марта.

2
Обсудить Содержание Поделиться