Дочерняя компания РЖД будет продавать невозвратные билеты — кому это выгодно?
Мнение независимого эксперта транспортной отрасли Алексея Тузова
Предполагается, что введение невозвратных билетов в первую очередь будет выгодно пассажирам, для которых откроются перспективы выбора между билетами разных ценовых категорий. Однако если присмотреться внимательней, то основными выгодоприобретателями станут все-таки продавцы билетов, ведь невозвратный билет — это гарантированное поступление средств, причем вперед, что экономически очень выгодно для продавца услуг.
Цена таких билетов действительно должна быть ниже, поскольку она напрямую зависит от тарифа, который, в свою очередь, включает в себя возможность изменения даты поездки и ее отмены с полным или частичным возвратом стоимости.
На текущий момент сложно спрогнозировать действительную разницу цен в России, однако перед принятием закона был тщательно изучен опыт европейских стран: разница между невозвратными и возвратными билетами варьируется от 0,2 до 3 раз.
Для сравнения использовались цены пяти европейских операторов: SNCF, Trenitalia, Thalys, Scandinavian Rail и Renfe (эти компании занимаются перевозками во Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции, Норвегии и Нидерландах). Практически в 50% случаев покупка невозвратного билета обходится дешевле в два-три раза.
Оценка эффективности инновационных проектов в железнодорожном транспорте
Если говорить о распространенности билетов с неизменяемым тарифом по маршрутам, то скорее всего они будут распространяться по направлениям с низкой загрузкой. В сезон отпусков, с мая по сентябрь, пассажирские перевозки достигают своего пика, но в остальное время по многим направлениям отмечается значительный недобор пассажиров. С помощью снижения цен по направлениям за счет невозвратных билетов можно скорректировать спрос населения на данные маршруты.
Как уже говорилось, на первый взгляд наибольшую выгоду от внедрения невозвратных билетов получают покупатели. Однако не стоит забывать, что в рыночной экономике ни один продавец не станет поставлять убыточные услуги. Напротив, введение жестких условий, которые могут позволить вернуть стоимость невозвратного билета, оказывает сильную поддержку именно продавцу: вернуть такие билеты можно будет лишь в случае болезни или из-за несчастного случая, причем с подтверждающими соответствующими документами, либо при задержке поезда.