Народное финансирование бизнеса: как получить интернет-займ

— Обновлено:
Народное финансирование бизнеса: как получить интернет-займ
Краудфинансирование
Поделиться

Неприемлемые условия кредитования в банках и непомерные проценты в МФО заставляют малый и средний бизнес искать альтернативные способы финансирования.

Одни занимают у друзей и семьи, другие у фондов, а третьи — получают займы в интернете, выбрав краудфинансирование. Раскладываем по полочкам, как компании получить интернет-займ.

Краудинвестинг, краудфандинг, краудлендинг — как это работает?

Что такое краудфинансы. Если просто, то это народное финансирование бизнеса. В этом новом секторе рынка есть 3 направления.

Краудлендинг, когда физлица или юрлица дают займы под процент физическим и и/или юридическим лицам (p2b- и b2b-кредитование). Краудлендинговая платформа соединяет заемщика и инвестора напрямую. Заемщик публикует сумму кредита, а инвестор предоставляет ему деньги под процент. Несколько инвесторов могу вкладывать в один заем. Преимущества – скорость в получении и выводе процентов, отсутствие посредников при заключении сделки. Риски и сложности: сервис оценивает, насколько надежен каждый займ и заемщик. По итогам оценки заемщику и займу присваивается рейтинг. Чем выше эти рейтинги, тем меньше шансы потерять деньги.

Краудинвестинг, когда организация привлекает финансирование в обмен на долю в бизнесе. Профит инвесторов прямо пропорционален успеху компании, в которую они вложились. Вложенные деньги могут элементарно не сработать – компания будет стагнировать (см. стагнация) или же вообще разорится, а инвестор останется ни с чем. Данный вид инвестирования также осложняется фактором доверия – прежде чем вложить в компанию свои деньги, нужно быть уверенным в ее успехе или хотя бы знать перспективы ее развития.

Краудфандинг, он же rewards, когда бизнес привлекает финансирование в проекты в обмен на не финансовое вознаграждение, как правило, в обмен на будущий товар или услугу. Бизнес размещает идею на платформе, указывает конкретную сумму денег, которая требуется для реализации задумки. Если необходимую сумму в назначенный срок собрать не удалось, все взносы компания обязана вернуть инвесторам. И да, недобросовестный автор может не отправить обещанный сувенир и не сказать спасибо.

Краудфандинг – что такое? Краудфандинг в России. Лучшие площадки

В России самый большой сектор – b2b-кредитование. Быстрее и стабильнее всего развивается p2b-кредитование (краудлендинг). За первый квартал 2018 года именно p2b-займы выросли до 880,2 млн руб. (+32% к четвертому кварталу 2017).

На 2017 (по данным ЦБ)  В млрд руб.
Объем рынка p2b-кредитования 1,55
Объем рынка b2b-кредитования 9,30
Объем рынка краудинвестинга 0,15
Объем рынка краудфандинга 0,18
Совокупный объем рынка крадфинансов 11,18

Как получить инвестиции через интернет на краудфандинговой площадке

Как краудзанять. Вне зависимости от того, какой тип народного финансирования вы выберете, помните о главном – деньги или товар надо будет возвращать. В случае краудлендинга и краудинвестинга – с процентами и с комиссией платформе.

Краудлендинг

Краудлендинг. По статистике крупнейшей краудлендинговой платформы Penenza.ru, 50% их бизнес-заемщиков – те, кому отказали банки. В отличие от банков, на краудлендинговых платформах можно получить займ без залога и на стартап. Необходимо зарегистрироваться на платформе, подать заявку и получить её одобрение. Одобрение займа занимает в среднем 1 час. Вне зависимости от суммы займа большинство получают одобрение. Самая большая доля в выдачах интернет-займов приходится на сумму до 3-5 млн руб. Такие суммы краудинвесторы «закрывают» очень быстро — в половине случаев инвесторы-физлица скидываются» в 1 займ по 5-10 тыс. руб., и займ собирает нужную сумму за несколько часов без отказа. Ставка присваивается в зависимости от AI-рейтинга займа и так, чтобы обеспечивать инвесторам доходность от 17-20% годовых.

Основная часть займов, выданных в интернете малому и среднему бизнесу на Penenza.ru, пришлась на обеспечение заявок на участие в тендерах на оказание услуг, выполнение работ и поставку товаров. Самые крупные краудзаймы (свыше 30 млн руб. каждый) были выданы на участие в тендерах на строительство спортивных сооружений в Сочи и Калуге, моста в Липецке, школы в Подольске, капремонты федеральных трасс в нескольких регионах России, на установку дезинфекционно-душевого подвижного комплекса для Минобороны РФ.

«Нашей целью было выиграть закупку на строительство канализационных очистных сооружений в Севастополе, для участия в которой нашей компании требовалось перечислить на ЭТП 150 млн руб. Заём профинансировало 5 инвесторов. Тендер компания выиграла, и мы уже работаем над выполнением заказа». Генеральный директор АО НПП «Биотехпрогресс» Петров Д.С.

Краудинвестинг

Краудинвестинг. Предложить долю в бизнесе могут компании, у которых уже есть стабильная выручка, опыт, бизнес-модель и главное, амбиции к расширению на федеральный или глобальный рынок. Стартапы, которые имеют минимально жизнеспособный продукт и первые продажи, тоже могут рассчитывать на краудинвестинг. На них есть спрос, но пока их краудинвестирование остается в режиме спецпроектов. В остальном принцип получения финансирования тот же – оценка проекта, опубликование заявки на платформе и ожидание того, что вам поверят инвесторы. Однако порог входа и средний чек здесь выше.

Интересно: Как найти инвестора в проект? Советы бывалого бизнесмена

Краудфандинг

Краудфандинг — процесс аналогичный. Автор заходит на сайт, публикует свою бизнес-идею. После чего проект проходит проверку. После того, как проверка прошла, начинается сбор средств. Если бизнес-план подготовлен правильно, и у Вас зажигательное промо (площадка не будет делать это за вас), то деньги будут собираться с первого дня. Поэтому краудфандинговые площадки рекомендуют устанавливать срок сбора средств в 30 дней. При кажущихся минимальных затратах Вы понесете расходы и в этом случае, потому что надо будет заплатить комиссию за услуги краудфандинговой площадки и перевод средств. И собранной суммы вряд ли хватит на реальное развитие бизнеса. Важно, что по статистике только 20% проектов набирают нужную сумму, и большинство из них – фанатские сборы на «звездные» проекты в игровой, кино-, модной и музыкальной индустрии или на социальные низкоприбыльные проекты.

В наиболее «продвинутых» с точки зрения финтеха странах – США, Китае, Великобритании – у краудфинансовых площадок многомиллиардные (в USD) сборы, и они фактически являются еще одним инструментом финансирования и инвестирования наряду с традиционными интитутами. Что касается России, то из-за молодости от этого сектора пока (пока!) не ждут таких же результатов в получении интернет-займов.

Однако совершенно очевидно, что народное интернет-финансирование благополучно помогает развитию мсб и решает социальные задачи. Сейчас Банк России, Минэкономразвития и участники рынка заканчивают подготовку ко второму чтению законопроекта «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ». После введения этого закона (по прогнозам до конца 2018 года) рынок краудфинансов получит дополнительный стимул. Наверняка в ближайшие полгода-год появятся новые игроки и, что важнее, новые виды займов для бизнеса.