|

Компания Руслана Байсарова завершает строительство важнейшего участка БАМа

Компания Руслана Байсарова завершает строительство важнейшего участка БАМа
Завершение строительства важнейшего участка БАМа

Редакция

Команда редакторов Promdevelop: предоставляем полезные статьи для любимых читателей

В связи с назревшей государственной задачей ускорить процесс модернизации БАМа и Транссиба специалисты профильных подразделений группы компании СК Мост основного акционера Руслана Байсарова в усиленном режиме завершают работы во Втором Байкальском тоннеле, срок окончания строительства которого запланирован на конец нынешнего года.

Компас указал на восток

Необходимость сокращения сроков обусловлена глобальными тенденциями: резкое падение спроса на уголь в Европе вынуждает российских промышленников перенаправить экспортные потоки по восточному маршруту в сторону стран АТР – к морским портам и трансграничным переходам Дальнего Востока. В связи с этим остро встает вопрос расширения транспортных коридоров в этом направлении. Реконструкция изношенных объектов Байкало-Амурской железной дороги не поспевает за нуждами российской экономики, что стало серьезным поводом для беспокойства, в частности, в РЖД. Это вынудило компанию в экстренном порядке разработать план по ускоренной модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, с указанием более двухсот приоритетных участков строительства.

В результате его сроки должны сократиться на год или два. Уже в начале марта министерство транспорта предложило внести в законодательство изменения, которые позволят ускорить строительство важнейших объектов транспортной инфраструктуры, в частности, Байкало-Амурской магистрали. В условиях лимитированных пропускных способностей в правительстве также озаботились проблемой распределения доступа грузоотправителей к перевозкам по Восточному полигону. В настоящее время транспортное ведомство совместно с Минэнерго и РЖД разрабатывает новую методику распределения, которая должна учесть интересы всех участников рынка.

ГК СК Мост Руслана Байсарова ускоряет темпы строительства БАМа
ГК СК Мост Руслана Байсарова ускоряет темпы строительства БАМа

Железные скрепы России

Строителям Байкало-Амурской магистрали возможность совершать подвиги всегда предоставлялась в избытке. Ударная стройка еще с социалистических времен, как показала история, стала школой мужества и высокого профессионального мастерства не одного поколения покорителей целины. «Мы строим БАМ, а БАМ строит нас» – этот популярный лозунг, который вместе с фото долгое время не сходил с первых полос советских газет, как нельзя лучше отражает суть работы в тяжелейших условиях и не потерял своей актуальности и в наше время.

«Бамовец» – это слово прочно вошло в обиход, подразумевая человека настоящего, смелого и мужественного. БАМ стал настоящей кузницей кадров, здесь впервые были разработаны и применены десятки новых технологий. К слову, задействованная в настоящее время в модернизации важнейших участках модернизации магистрали группа компаний СК Мост, мажоритарный пакет акций которой четыре года назад приобрел российский предприниматель Руслан Байсаров, была основана бывшими бамовцами и сохранила лучшие традиции тех времен.

Работы по модернизации БАМа ведёт компания Руслана Байсарова
Работы по модернизации БАМа ведёт компания Руслана Байсарова

В 1974 году Брежнев объявил строительство БАМа «комсомольской стройкой», и со всех уголков СССР туда потянулись самые энергичные молодые люди – не только за длинным рублем, но и за «туманом, и за запахом тайги». Однако за всем этим стояла суровая реальность:

  • тяжелая, на износ, работа;
  • существование в абсолютно незаселенной местности;
  • суровая погода;
  • вечная мерзлота.

В год старта этого грандиозного проекта от Тихого океана с одной стороны и от Байкала – с другой навстречу друг другу двинулись строительные бригады. Уложив более трех тысяч километров путей, построив десятки мостов и тоннелей, через десять лет обе части бамовцы состыковали. В эксплуатацию БАМ был сдан лишь через пятилетку – в 1989-м. Однако финалом строительства по большому счету может считаться 2003 год, когда в конце концов достроили пятнадцатикилометровый Северомуйский тоннель.

Общая протяженность трассы, проходящей в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке – около 4 300 километров. Она стартует в Тайшете (Иркутская область) и заканчивается в Хабаровском крае, на берегу Тихого океана. Конечный пункт – поселок Советская гавань.

БАМ планировался как магистраль-дублер построенного в дореволюционные годы Транссиба, который был расположен слишком близко к государственной границе. Байкало-Амурская магистраль удалена от границы на расстояние до тысячи километров и на 500 км короче Транссиба.

Трасса строилась с целью освоения природных богатств Сибири, но эти планы были реализованы лишь частично.

Проект создания магистрали зародился еще в конце девятнадцатого века как часть Великого Сибирского пути, однако строительство началось уже при советской власти, в 1938-м. Участок до Братска был построен за тринадцать лет, но лишь через двадцать был введен в постоянную эксплуатацию. Возобновилась стройка уже в семидесятых.

БАМ отходит от Трассиба в районе Тайшета, основные транспортные узлы:

  • Братск;
  • Усть-Кут (Иркутская область);
  • Северобайкальск (Бурятия);
  • Тында;
  • Комсомольск-на Амуре (Хабаровский край).

Ответвляется трасса в несколько населенных пунктов, а также в сторону Чинейского и Эльгинского месторождений. Споры о целесообразности строительства БАМа ведутся с давних пор. Пик перевозок пришелся на 1990 год, но уже через семь лет в сутки по нему проходило лишь несколько составов. И хотя дорога оставалась нерентабельной, в то же время она дала толчок развитию многих производств и стала важным геополитическим проектом, поскольку «сшила» железными скрепами необъятную страну.

Второе рождение БАМа

Сейчас трудно даже представить, что когда-то Байкало-Амурскую магистраль называли «дорогой в никуда».

Загруженность железнодорожной трассы, построенной в прошлом столетии, действительно была довольно низкой, долгое время она оставалась невостребованной в полном объеме. Однако ситуация изменилась в первом десятилетии нового века. Рынок начал переориентироваться на восток, с 2004 по 2018 год произошло трехкратное увеличение перевозок в направлении дальневосточных портов. В 2019 году пропускные мощности магистрали достигли предела. При этом рост объема перевозок продолжается. Но процесс сильно тормозят так называемые «узкие места», одним из которых является Байкальский тоннель –¬ его дублер, второй Байкальский тоннель, сейчас строится компанией Руслана Байсарова.

Президентом была поставлена задача провести масштабную модернизацию БАМа и Транссиба, чьи мощности не отвечают современным потребностям в грузоперевозках. К 2025 году пропускная способность магистрали должна возрасти до 200 миллионов тонн. В 2012-м она не дотягивала и до шестидесяти.

Процесс разбили на два этапа. С 2014 по 2020 год планируется увеличить грузопоток до 125 миллионов – благодаря строительству более сорока километров новых путей и организации движения по новым перегонам. А до 2024 года – построить более 1,3 тысячи километров путей, более тридцати новых разъездов и реконструировать 29 станций. Сейчас на БАМе ведется прокладка вторых путей – магистраль должна стать двухпутной, что существенно увеличит и скорость перевозок.

Компания Руслана Байсарова ликвидирует «узкое место» БАМа

Самый проблемный участок магистрали доверили лучшим: группа строительных компаний СК Мост начала прокладку второго Байкальского тоннеля осенью 2014 года, к тому моменту ресурсы существующего тоннеля были полностью исчерпаны. Специалисты структурных подразделений «Моста» уже построили на БАМе несколько ключевых объектов, в частности, сложнейший Северомуйский тоннель.

Процесс модернизации БАМа компанией Руслана Байсарова – вид изнутри
Процесс модернизации БАМа компанией Руслана Байсарова – вид изнутри

Протяженность нового тоннеля – около 6,7 километров, маршрут пролегает в зоне девятибалльной сейсмической активности, в пятидесяти километрах от Северобайкальска, параллельно старому тоннелю. Под землей проходит дюжина тектонических разломов. Плюс ко всему горная порода оказалась слишком крепкой – технику приходилось то и дело ремонтировать. За последние пару десятилетий в России таких объектов не строил никто.

Объем работ компании Байсарова по строительству тоннеля на перегоне Дельбичинда ‒ Дабан:

  • на предварительном этапе был полностью выстроен вахтовый поселок, четыре железнодорожных моста, модернизированы дороги;
  • горновзрывным способом пробито две штольни для отвода грунтовых вод;
  • обустроено две эвакуационные штольни;
  • тоннелепроходческим комплексом проложен тоннель диаметром 10 метров с железобетонной отделкой.

В строительстве задействовано более полутора тысяч специалистов. Прокладка осуществлялась тоннелепроходческим комплексом, который работал на строительстве тоннелей к Олимпиаде в Сочи. Его особенность в том, что он при проходке он бурит породу и сразу же монтирует обделку сводов. В начале марта 2018 года президент России по видеосвязи дал старт проходке последних метров тоннеля по Восточной части горного хребта.

Глава государства высоко отметил проделанную компанией Руслана Байсарова работу, назвав ее «очень важной, сложной и нужной». Особенно была отмечена ювелирная точность проходки.

На текущем этапе:

  • ведется обустройство верхних путей;
  • прокладываются инженерные коммуникации;
  • решаются задачи по обеспечению системами связи и пожаротушения;
  • возводятся депо дизелевозов, мастерские и здания охраны;
  • обустраиваются два портала – Восточный и Западный.
Западный портал БАМа, работу над которым ведёт ГК СК Мост Руслана Байсарова 
Западный портал БАМа, работу над которым ведёт ГК СК Мост Руслана Байсарова

От воздействия окружающей среды тоннель будет защищен супресовременными воротами, выполненными с применением космических технологий из композитов и пластика.
Запуск нового тоннеля позволит увеличить грузооборот почти в два с половиной раза, а пропускную способность – с пятнадцати до двадцати пяти поездов в сутки. После сдачи объекта главное барьерное место на пути следования составов по БАМу будет ликвидировано.

Бизнес Байсарова на службе экономических интересов страны

ГК СК Мост, которую основали и начали успешно развивать в начале девяностых бывшие бамовцы, вышла на новый виток развития с приходом туда в качестве основного бенефициара Руслана Байсарова. В 2016 он стал владельцем контрольного пакета акций и председателем совета директоров АО «УСК «Мост». Под руководством Байсарова в компании реализуется ряд крупных инфраструктурных проектов, которые способствуют созданию новых транспортных коридоров и расширению уже существующих:

  • Построен автомобильный мост «Благовещенск – Хэйхэ» в Хабаровском крае, пролегающий над рекой Амур. Это первый трансграничный переход, соединивший кратчайшим путем Россию и Китай на расстоянии всего одного километра. Предположительно летом по нему откроется движение транспорта. Ожидается увеличение грузопотока в обе стороны границы и появление новых производств в регионе.
  • Возведен первый железнодорожный трансграничный мост через Амур в районе села Нижнеленинское (Еврейская автономная область) до китайского городского уезда Тунцзянь. Он стал частью Нового шелкового пути – амбициозного международного проекта, предполагающего создание трансконтинентального железнодорожного пояса. После ввода моста в эксплуатацию железнодорожный маршрут российской продукции в страны АТР сократится почти на 700 км.
  • На юге России компания Байсарова завершает строительство нового железнодорожного моста через Дон. Необходимость в нем возникла в связи с износом старого, на котором существовало недопустимое для растущего объема перевозок ограничение по весу составов и скорости движения. Это тормозило развитие стратегически важного транспортного коридора «Север-Юг».
  • В Сербии компания Байсарова работает на возведении уникального двухпутного виадука на участке Стара Пазова – Нови Сад Сербской железной дороги. Этот объект стал самым крупным в Европе и получил высокую оценку зарубежных специалистов и государственных структур.

И это далеко не полный перечень грандиозных строек. Биография Руслана Сулимовича Байсарова в начале этого десятилетия совершила резкий скачок. Оставив руководящие посты в крупных топливных компаниях, бизнесмен занялся инфраструктурными проектами. По информации из Википедии, Байсаров Руслан в 2011 году основал Тувинскую топливную энергетическую компанию (ТЭПК) и приступил к реализации комплексного проекта на территории Тувы. Он включает разработку Элегестсткого месторождения, строительство первой в республике железной дороги для транспортировки угля и угольный терминал на мысе Бурный в Хабаровском крае. Значимость данного проекта высоко оценивается экспертами: он даст новый толчок развитию угольной промышленности и росту экспорта в страны АТР, а также свяжет отдаленную республику с соседними регионами.

Нравится
Ха-ха
Ого
Грусть
Возмутительно
Не нравится
1
0
0
0
0
0