Какие плюсы у импортозамещения в России? Результаты программы импортозамещения

С точки зрения всех геополитических и экономических проблем, для импортозамещения подобран очень удачный момент. Для нас это благо и хорошая почва не только для роста, но и для увеличения внутренней конкуренции. Другого удобного случая для искусственной стимуляции развития российского производства просто не будет.

В данный момент в ряде отраслей замена импортных деталей, комплектующих, машин для производства – вопрос национальной безопасности и суверенитета страны. Ниже я приведу примеры, которые в полной мере обоснуют мою точку зрения.

Advertisement
Алексей Филиппов, генеральный директор «GPC Pharmaceuticals».

Спикер — Алексей Филиппов, генеральный директор «GPC Pharmaceuticals»

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли

Начну с самой близкой для нас темы – отрасли ТЭК, а точнее добычи нефти и газа. Вы в курсе, что российские нефтяники на 80% зависят от поставок западного оборудования и комплектующих для него? Наибольшие проблемы ощущаются импорте насосно-компрессорного оборудования, оборудования для геолого- и сейсморазведки, программно-аппаратных комплексов и систем автоматизации, оборудования и технологий для морского бурения, поэтому требуется развитие импортозамещения в нефтедобыче.

Отрасль, которая до сих пор кормит страну лишь к 2020-2022 году сможет частично обеспечить себя необходимым оборудованием. Крупные компании пошли по простому пути копирования лучших западных образцов. Речь фактически идёт о промышленном шпионаже, когда за границей приобретается оборудование для третьих лиц и серыми схемами поставляется в Россию. Но на этом приключения не заканчиваются, на месте нет предприятий, которые могут повторить даже не готовое изделие, а комплектующие к нему.

За три последних десятилетия страна очень сильно отстала в техническом плане, и вслед за обновлением парка станков начинается обучение технологов, операторов, инженеров, специалистов по разработке и эксплуатации программного обеспечения и т.д. Одна отрасль начинает за собой тянуть ряд смежных обслуживающих её отраслей.

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли

Наземный и воздушный транспорт

Перейдём от ТЭК к производству автомобилей и грузовиков. Понимая, что российские грузовики хороши только в наших широтах, «КамАЗ» совместно с «Mercedes-Benz» с 2015 года локализовал производство немецких грузовиков в Набережных Челнах. За новыми тягачами в данный момент стоит «очередь» примерно в полгода. Совместное производство не только не дало умереть градообразующему предприятию, но помогло привлечь инвестиции, модернизировать производственные мощности, а также получить доступ к иностранным технологиям производства.

Advertisement

В 2017 и 2018 годы «КамАЗ» презентовал несколько моделей грузовиков, которые пока не может считать полностью своими, но внешний облик машин, их качество и экологичность изменились в лучшую сторону. В данный момент на российском рынке локализации конкурируют крупные автопроизводители – «Scania», «Volvo» и «Mercedes-Benz». Примеры первых двух тяжело назвать импортозамещением, но вы не забывайте, что в любой момент эти сборочные цеха могут стать местами рождения техники с российским «шильдом» на передней панели кабины.

Производственную и инженерную культуру не унесёшь с собой за границу и не сотрёшь в один момент. Сразу же в голову приходит проект Минпромторга и Минфина России, который направлен на модернизацию самолёта ИЛ-96 с новым двигателем ПД-35, а также на создание нового самолёта ИЛ-114 и разработку новой силовой установки ТВ-117. Судьба первого самолёта очень трагична – фактически он не производился из-за развала СССР и выходом на рынок СНГ иностранных производителей «Boeing» и «Airbus», которые задушили детище ОКБ Ильюшина.

Даже после модернизации производства (закрыто в 2014 году) и самого самолёта он будет немного отставать от иностранных аналогов по ряду показателей, но основной идеей в этих проектах является поддержка дальнемагистральной авиации, а также сохранение всей технической и технологической цепочки производства аналогичных машин. Ведь в случае ужесточения санкций Россия просто лишится авиасообщения между регионами. Лайнер корпорации «Иркут» МС-21 с двигателем ПД-14 уже сейчас стал гордостью россиян. По своим техническим и экономическим характеристикам он серьёзно опережает своих конкурентов из вышеназванных западных фирм. В качестве перспективного самолёта для ближних маршрутов и маршрутов средней дальности МС-21 закупается крупными авиа- и лизинговыми компаниями. В феврале 2018 года «Иркут» сообщил о портфеле заказов на 315 машин!

Advertisement
 Вольфганг Бернхард – член правления «Даймлер АГ», ответственный за грузовики и автобусы; Сергей Когогин – генеральный директор ПАО «КАМАЗ»

Сергей Когогин – генеральный директор ПАО «КАМАЗ» и Вольфганг Бернхард – член правления «Даймлер АГ», ответственный за грузовики и автобусы.

Роль импортозамещения в сфере красоты

На примере своей деятельности могу сказать, что всегда высоко ценилась корейская или японская косметика. Однако немногие знают, что у азиатов иная структура кожи и те же самые косметические продукты стоит адаптировать под требования россиян. Сейчас готовится выход такой «локализованной» версии высокачественной косметики только под зонтиком российского бренда. Если говорить об экспорте российских товаров для красоты, то известные всем отечественные марки удачно зашли на китайский рынок и начинают масштабную экспансию на полках модных бутиков «Поднебесной».

А чем мы питаемся?

Перейдём к теме, которая ближе всего к населению – продуктам питания. Ещё 10 лет назад российские производственные мощности обеспечивали население отечественной едой. Однако режим санкций и направленность экономики на замещение импорта создали все предпосылки для этого. В 2008 году Россия импортировала продуктов питания на 35 млрд долларов США (см. импортозамещение в сельском хозяйстве), в 2017 – 28 млрд долларов США, тенденция на снижение импорта продолжается и сейчас. При этом обеспеченность России уже к 2017 году собственными продуктами стала очень приличной:

  • зерном – 99%,
  • сахаром – 95%,
  • картофелем – 97%,
  • молочными продуктами – 85%,
  • мясом – 90%.

Кроме разработки доктрины производственной безопасности на руку российским производителям сыграл и скачок курса доллара США. Мы стали не только закупать чужую продукцию, но и смогли наладить экспорт. Общий экспорт животноводческой продукции в 2016 году вырос на 20% и превысил $620 млн: вывоз свинины увеличился в 4,3 раза, мяса птицы — в 1,6 раза. В 2017 году тенденции сохранились.

Advertisement

Мы с вами живём в мире стереотипов. Машина должна быть чёрной и обязательно немецкой, обувь – итальянской, стейк – аргентинским, а хамон – испанским. Почему нет любви к себе? Откуда тяга к самобичеванию и унынию? Спешу напомнить, что в России гораздо жёстче требования к качеству продуктов питания, например, тот же мёд или рыба считаются чуть ли не эталоном, благодаря чему их охотно закупают за границей и реализуют независимо от стоимости.

Ряд производств только спустя 3-4 года после начала санкций смогли показать ошибку западных политиков. Связано это с техническим условиями производства и с особенностями продукции. Например, невозможно за год правильно вырастить корову «мясной» породы или тот же год – слишком малый срок для вызревания настоящего пармезана.

Сыровар Олег Сирота

Сыровар Олег Сирота

В ноябре удивила всех новость из подмосковного хозяйства сыровара Олега Сироты. На престижной выставке (сырной Олимпиаде) в Австрии пармезан «Истринский» взял «бронзовую» медаль. Никогда ранее дебютанты не получали наград по итогам своего первого выступления. Олег Сирота – хороший шоумен и пиарщик, он поёт о своём сыре из каждого утюга. Теперь представьте, сколько наших более скромных в плане огласки производств также высоко ценятся за границей.

Не так уж «стыдно» становится за импортозамещение и искусственное ограничение конкуренции. При должном грамотном подходе россияне способны не только копировать лучшее, но и выдавать продукты, который обгоняют по качеству свои иностранные аналоги.

Advertisement
3 комментария
Дарья Кондакова
16 ноября 2018 в 10:59

Если рассуждать на тему импортозамещения в пищевой промышленности, то да наших Российских товаров на полках стало больше и они достаточно хорошего качества. Единственное, что беспокоит это то, что их цена зачастую выше бывших импортных аналогов.

vladimiry66
17 ноября 2018 в 11:26

Импортозамещение играет большую роль в продвижении отечественных продуктов на рынок. Единственный вопрос: почему раньше этим не занимались, не было желания или всех устраивали заморские товары? Получается, как в поговорке: «Пока гром не грянет — мужик не перекрестится».

Андрей Яременко
19 ноября 2018 в 12:33

Пока есть глобальный рынок, полное импортозамещение- это утопия. Я согласен с тем, что можно дать льготы в те сегменты, где мы можем быть конкурентноспособны : ВПК, легкая промышленность, пищевая промышленность. В этих сферах есть теоретический шанс справиться с засилием импорта, в остальных- это бездумная трата гос бюджета. Чубайс со своим детищем например, ничего не сделал, но имеет бюджет как у новосибирской обл. Конкуренция- это наиважнейший инструмент, как только сменится власть и откроют границы, все прогосударственные предприятия обанкротятся, тк никогда не жили в открытой конкуренции.

wpDiscuz
Advertisement