Как привлечь инвестиции под производство? Как заинтересовать инвестора?

— Обновлено:
Как привлечь инвестиции под производство? Как заинтересовать инвестора?
Илья Петров, финансовый директор компании MoulinVilla
Поделиться

Как известно, инвестиции отличаются по стоимости: банковские деньги наиболее дешевые, чуть дороже — облигационный займ, а также деньги частных инвесторов, которые могут обойтись компании до 30% годовых.

Помимо этих типов инвестиций существуют вложения в капитал, когда продается доля в компании, и полученные средства в виде cash-in используются для ее развития.

Учитывая тот факт, что привлекаемые средства являются катализатором всех бизнес-процессов, к их планированию нужно подходить с аналитической точки зрения и уделять этому достаточное количество времени.

Как заинтересовать инвестора? Что для этого нужно?

Положительный баланс и вложения в капитал

Для того, чтобы производство заинтересовало инвесторов, производственная компания в первую очередь должна иметь положительный баланс определенного объема (в зависимости от суммы займа, на которую вы рассчитываете).

Российские банки рассматривают нагрузку примерно в размере трех выручек. То есть, если выручка компании составляет 100 миллионов в месяц, то банк может одобрить кредит в размере около 300 миллионов рублей. Хотя по мировым меркам, при одобрении кредита для производственной компании банки должны рассматривать сумму выручки, полученной в течение полугода.

Хорошим показателем для инвесторов также является возможность компании привлекать средства в капитал посредством продажи части бизнеса. Это означает, что бизнес является конкурентоспособным и имеет ценность на рынке. Кроме того, вложения в капитал используются для развития компании — соответственно ее стоимость растет, и параллельно растет добавочная стоимость средств инвестора.

Справка. Существует 2 вида инвестиций в производство по форме вложения: полные и паевые (долевые). При полном инвестировании существует только один инвестор, при долевом — группа инвесторов, представленных разными лицами и компаниями.

Прозрачная отчетность, публичность и интерес к своему делу

Еще один важный фактор для инвесторов – открытость бизнеса, его публичность и наличие прозрачной отчетности от авторитетной аудиторской компании.

Но надо учитывать следующую особенность: у физических лиц, в отличие от банков, нет возможности глубоко погрузиться в финансовую отчетность предприятия. И хотя бывают и более профессиональные инвесторы, которые досконально изучают финансовые инструменты компании и делают дью-дилидженс, большинство из них принимает решение, скорее, на эмоциональном уровне, исходя из доверия к собственникам. Поэтому потенциальные инвесторы должны видеть, что владельцы бизнеса хотят его масштабировать, что они горят своим делом и дорожат им.

Важно отметить, что для открытости и публичности предприятия требуется грамотное и эффективное взаимодействие со СМИ, так как потенциальных инвесторов интересует репутация компании как в рыночной, так и в более широкой среде. И здесь на первый план снова выходит эмоциональный фактор – ни один инвестор не захочет иметь дело с теневой, закрытой компанией с сомнительной репутацией.

Процентная ставка

Индивидуальных инвесторов привлекает доходность инвестиционных средств и возможность получения прибыли от их вложения (в частности — есть процентная ставка): если компания предлагает хорошую ставку при оптимальном соотношении риска и доходности, то это бы заинтересовало многих инвесторов. Им интересней вкладывать средства в бизнес с выгодной ставкой, нежели хранить их на депозите в топовых, ведущих банках, предлагающих 5-6 % годовых.

Наличие стратегии

Составляя представление об объекте финансирования, инвесторы должны видеть стратегический план развития компании. Помимо планов по масштабированию, компания всегда должна иметь на примете несколько инструментов финансирования бизнеса для поддержания его ликвидности (которая как раз обеспечивает конкурентоспособность компании на рынке).

При разработке стратегии финансирования компаниям, которые приравнивают к активам свои производственные площадки, надо учитывать, что многие банки относят их к пассивам. Когда производственная площадка не загружена, она несет постоянные издержки и косты, и наличие здания как такового и оборудования не говорит об успешности бизнеса. В этом плане производствам труднее заручиться поддержкой банков, если только они не выпускают какой-то очень успешный продукт, который пользуется большим спросом на рынке.

Нужно учитывать и тот факт, что в результате экономической нестабильности в России получить банковские средства довольно проблематично, несмотря на оглашаемую поддержку малого и среднего бизнеса. Поэтому продуманный на долгосрочную перспективу план по привлечению средств не только поможет поддерживать ликвидность бизнеса, но станет важным документом при составлении предложения инвесторам.

Автор статьи — Илья Петров, финансовый директор компании MoulinVilla.