Как изменится рынок интернет-продаж в условиях кризиса

Как изменится рынок интернет-продаж в условиях кризиса
Рынок интернет-продаж. Фото: toys.segment.ru

Редакция

Команда редакторов Promdevelop: предоставляем полезные статьи для любимых читателей

«В условиях «коронакризиса». Как карантин меняет правила игры e-commerce в России.

Ограничительные меры, направленные на борьбу со вспышкой коронавируса в России, вызвали потребительский бум в секторе онлайн-заказов, на рынке интернет-продаж. Только за первую неделю режима самоизоляции граждан спрос на товары повседневного спроса, по данным аналитиков, вырос на 81%.

Удалось ли участникам отечественного рынка e-commerce справиться с ситуацией и придется ли им в дальнейшем менять бизнес-модель? Своими мыслями на тему интернет-торговли в условиях повышенного спроса поделился московский предприниматель, создатель сервиса коллективных закупок «Складчина» Константин Богданов.

Стресс-тест для онлайн-бизнеса

Увеличение числа заказов ощущают на себе большинство мировых и российских интернет-магазинов. Так, по данным аналитиков, рекорд продаж в марте установили макаронные изделия (+271%). Наблюдался рост и по спросу на туалетную бумагу (+185%), битовую химию (+171%), молоко (+128%), питьевую воду (+102%). В том числе и мы по своей торговой площадке и в целом по рынку видим двукратный по сравнению с началом года рост потребительского спроса на продукты питания (в особенности длительного периода хранения) и предметы первой необходимости.

Интересно: Как открыть бизнес по доставке еды.

Стоит отметить, что в российском e-commerce и до кризисных явлений наблюдалась тенденция к увеличению товарооборота. Карантин ускорил данный процесс в разы.

Для многих интернет-магазинов это стало неожиданностью. Они оказались не готовы к резко возросшему спросу. Главная трудность, с которой столкнулись участники рынка, связана с отсутствием достаточного объема товарного запаса. Большинство российских торговых площадок работает по системе дропшиппинга: не имея собственных складов, закупают необходимые объемы продукции напрямую у поставщика.

Но, когда штат оптовых компаний переведен на удаленную работу или вовсе отстранен от нее из-за карантина, сделать дополнительный запрос на ряд товаров не представляется возможным. Ситуация усложняется и ограниченными возможностями сервисов доставки, которые также оказались не готовы удовлетворить растущие потребности россиян.

Спрос остается высоким

Снижение уровня доходов у граждан в связи с экономическими потрясениями, а также тревожные настроения в обществе в условиях неопределенности ведут к сокращению личных расходов. Однако спрос на повседневные товары и услуги останется высоким. Несмотря на ограничения в офлайн-торговле, людям по-прежнему необходимо питаться, покупать себе и своим близким одежду, обустраивать собственный быт, организовывать досуг. Поэтому сегодня потребитель все больше ищет для себя источники удовлетворения этих потребностей в интернете. В некоторых случаях это является единственным способом приобрести необходимый товар.

В связи с неблагоприятным прогнозом относительно розничных цен, одним из основных критериев при выборе товара для потребителя становится его стоимость. Это показывает возросший интерес к новым и еще малоизвестным торговым интернет-площадкам, которые способны предложить более низкую цену на продукцию.

Сервис «Складчина» закупает товары напрямую у производителя, поэтому мы можем давать цены, близкие к оптовым. И, несмотря на то, что мы запустили первые коллективные торги меньше месяца назад без миллионных вложений в рекламу, востребованность сервиса позволяет активно проводить закупочные процедуры в еженедельном режиме.

Кризис как точка роста

Как известно, любые масштабные кризисные явления открывают перед бизнесом новые возможности для развития. Сегодня продавцы в сфере онлайн должны подумать о том, как перестроить существующую бизнес-модель под условия повышенного спроса. Одной из главных задач становится расширение группы поставщиков.

На мой взгляд, многие крупные оптовые компании, ранее ориентировавшиеся в большей степени на офлайн ритейл, теперь обратят внимание на электронные торговые площадки, либо нарастят свое присутствие в e-commerce при помощи собственных возможностей доставки товара.

Сейчас успех любого участника сегмента интернет-торговли зависит от того, насколько будет конкурентной его цена, а также от качества сервиса в части доставки товаров потребителю. Что касается взаимодействия с поставщиками, необходимо создать условия для сохранения объемов сбыта продукции. Те, кто в ближайшее время не сможет найти для себя эффективные решения в этих двух плоскостях, будут вынуждены уйти с рынка или существенно сократить долю своего присутствия на нем еще до конца года.

К счастью, для нашей торговой площадки ситуация на рынке не стала неожиданностью. Сервис «Складчина» начинал разрабатываться в 2015 году, на фоне резких колебаний уровня розничных цен. Еще тогда мы определили приоритетные направления в построении оптимальной, на мой взгляд, бизнес-модели.

Сегодня, например, мы активно развиваем каналы доставки: у наших клиентов есть вариант самовывоза товара, есть возможность получить его, не выходя из дома. В планах – строительство крупного распределительного центра, который позволит наращивать объемы реализуемой продукции и сократит сроки поставок. Это необходимо для того, чтобы были удовлетворены потребности и поставщиков, и наших заказчиков.

Коллективные закупки

«Складчина» — первый в России официальный сервис коллективных закупок начал работу в Москве 16 марта 2020 года. Сегодня на торгах, проходящих в режиме редукциона, представлены продукты питания, кухонные принадлежности, постельное белье, бытовая химия и предметы детской гигиены – всего около 200 наименований.

До конца года основатель сервиса Константин Богданов планирует экспансию в регионы и расширение ассортимента минимум до 1000 наименований, включая товары для дома, детскую одежду, игрушки и др. Также к концу 2020 года предприниматель намерен довести количество партнеров – производителей с 19 до 150.