Как автоматизация поможет АЗС и нефтетрейдерам в кризис

Михаил Колесников
Как автоматизация поможет АЗС и нефтетрейдерам в кризис
Михаил Колесников

Устранить кражи и вернуть клиентов: как автоматизация поможет топливному бизнесу в кризис.

Кризис заставил компании пересмотреть свой взгляд на потребление топлива. Малый бизнес пострадал от невозможности обслуживания автомобилистов, а крупные компании все еще теряют выручку от постоянных краж.

Основатель бренда Benza Михаил Колесников рассказал, как автоматизация поможет нефтетрейдерам и АЗС справиться с кризисом, вернуть клиентов на заправки и удаленно управлять предприятием.

Автоматизация против краж

Топливо — один из самых часто воруемых товаров. Независимо от масштабов машиностроительные, лесозаготовительные и другие предприятия регулярно теряют компании из-за краж. Один из наших клиентов в течение четырех лет терял до 3.5 млн рублей из-за преступного сговора сотрудников предприятия и оператора АЗС.

Автоматизация АЗС
Автоматизация АЗС

Воспрепятствовать злоумышленником смогут только инспекции и технологии. Однако в первом случае компания вновь будет опираться на человеческий фактор. Никто не дает гарантии, что инспектор не вступит в сговор с мошенниками. Без автоматизированных систем внутри предприятия — топливо всегда будет утекать. Если не благодаря злоумышленникам, то из-за халатности.

Предотвратить кражи помогут датчики уровня топлива в баке и умные АЗС. Автоматизированные системы выдачи, учета и хранения информируют о количестве принятого бензина, остатке в резервуаре, Компании не только уберегут прибыль, но и сократят расходы на сотрудников. Процесс в безоператорных колонках проходит по смарт картам или чип ключам. Несмотря на кажущуюся циничность — это необходимая мера для топливного бизнеса. К сожалению, поколение Y и миллениалы не предпочитают соотносить себя с работой в нефтегазовой сфере. Это означает, что помимо проблем с кражами, скоро топливным компаниям придется столкнуться и с кадровым кризисом.

Удаленный сервис для коммерческих АЗС

Автоматические АЗС работают в России с 2010 года. Впервые инициативу взяли на себя гиганты — «Лукойл». Пользователям не нужно дожидаться сотрудников колонки. Достаточно внести оплату картой, взять пистолет и залить топливо. В условиях коронавируса — весьма удобная функция.

Бесконтактные платежи на АЗС
Бесконтактные платежи на АЗС

Отсутствие контакта с персоналом освобождает автомобилистов от тревоги быть зараженным. К тому же, бесконтактные платежи — дополнительное средство защиты от вируса, так как коронавирус передается через наличные.

Однако автоматизация не ограничивается только банковскими картами. В 2017 году Яндекс разработал приложение Яндекс.Заправки, позволяющее оплачивать топливо через смартфон. Сегодня сервисом пользуются 3600 заправок, включая «Петербургскую топливную компанию». Западные аналоги — Speedpass+ от ExxonMobil и Fill up and go от Shell. Автомобилисту остается только скачать утилиту, найти подходящую заправку на карте, провести электронный перевод, подъехать к соответствующей колонке и заправиться. Недавно в приложение Яндекса добавили голосовой ввод от «Алисы», что, безусловно, важно для водителей.

Сегодня инициативу использовать приложения поддержали крупные компании. «Газпром нефть», «Лукойл», «Роснефть» отметили рост популярности бесконтактных платежей. В разработанных компаниями приложениях количество зарегистрированных пользователей увеличилось на 20%.

Несмотря на удобство для клиентов, технология сокращает доходы коммерческих АЗС. В 2018 продажа кофе принесла «Газпром нефть» свыше 3 млрд рублей. Без надобности заходить на кассу, клиент не сделает спонтанную покупку в магазине и не вставит купюру в вендинговый аппарат.

Заправляйтесь на собственной АЗС

Тем не менее, коммерческие АЗС тяжелее переносят кризис. Из-за пандемии спрос на топливо в Москве упал на 20-30%, а в других городах на 10-15%. Независимый топливный союз оценил, что в отдельных регионах продажи упали до 50%. В большей степени причиной неблагоприятной ситуации на рынке стал режим самоизоляции.

Сложная экономическая ситуация не сказалась на нефтретрейдерах — услуги топливного аутсорсинга сегодня более, чем актуальны. В условиях кризиса предприятиям важно сосредоточиться на основных бизнес задачах. Сегодня компании теряют до 30% времени на непрофильные активы.

Создавая заправочную станцию внутри, большинство предприятий не в состоянии следить за непрофильным бизнесом. В итоге, происходят кражи, сливы топлива и лишние траты из-за некомпетентности сотрудников или мошенников.

На помощь приходят нефтретрейдеры, выступающие аутсорсерами. Компании устанавливают автоматизированную заправку клиентам бесплатно, получая прибыль за количество проданного топлива. Топливный аутсорсинг популярен в России последние три года. Услугу уже оказывают «Лукойл», ТПК «БУР» и другие крупные организации.

Компании покупают автоматизированное оборудование у нас и устанавливают в промышленные, лесозаготовительные, сельскохозяйственные, логистические и иные предприятия. В итоге, клиенты избавляются от тягот создания собственной топливной инфраструктуры, снижая затраты на обслуживание и оберегая компанию от краж.