Владимир Путин задним число принял закон, призванный стабилизировать российский топливный рынок.
Согласно указу, при помощи механизма демпфирования отечественным компаниям будет запрещено повышать стоимость бензина и дизельного топлива, начиная с 1 июля 2019 года. Специалисты подчеркивают, что демпфирующая система позволяет эффективно сдерживать повышение стоимости топлива внутри России.
Суть демпфера для цен на топливном рынке
«Если крупным нефтяным компаниям выгодно продавать бензин и дизель на экспорт, понижая цены на отечественных бензоколонках, то правительство вернет разницу между экспортной и внутрироссийской стоимостью на топливо. Однако, если цена на нефтепродукты в России будет выше, чем на зарубежных рынках, компаниям придется поделиться полученной разницей с государством», – поясняют эксперты.
В рамках нового закона с 1 июля также планируется уменьшение оптовой цены в России для бензина до 51 тысячи рублей за тонну, для дизельного топлива до 46 тысяч рублей за тонну. До 2024 года правительство совместно с нефтяными компаниями установит ежегодное повышение цен на топливо в размере 5%. Демпферная система позволит эффективно регулировать стоимость нефтепродуктов при отклонении условных показателей не более чем на 10% для бензина и не выше 20% для дизеля, для Дальнего Востока при отклонении более чем на 20% надбавка обнулится.
С 1 августа 2019 года демпфирование на российском топливном рынке вводится для авиакеросина, закупаемого отечественными авиаперевозчиками. В этом случае регулирование будет применяться с учетом разности экспортной цены топлива и усредненной стоимости на российском рынке, равной 48,3 тысячи рублей за тонну. Также планируется повышение цен на данный нефтепродукт аналогично примеру с бензином и дизельным топливом – 5% в год.
По расчетам экспертов, демпфирование на отечественных бензоколонках обойдется российскому бюджету в 19 миллиардов рублей. Для компенсации затрат с третьего квартала 2019 года правительство повысит налог на добычу нефти на 150 рублей за тонну (см. налог НДПИ). С 1 апреля 2020 года данную систему планируют применять к среднему дистилляту: мазуту и судовому топливу.
Ранее в правительстве уже говорили о необходимости применения демпфирования рисков на отечественном топливном рынке. Долгое время администрация президента не видела проблем в этой отрасли. Однако продолжающееся необоснованное повышение цен на бензин и дизтопливо вынудило кабинет министров найти решение для стабилизации стоимости нефтепродуктов. Если раньше у нефтяных компаний были развязаны руки, и они могли увеличивать цены, когда им вздумается, аргументируя это повышением курса рубля или падением нефти (от чего зависят цены на нефть?) на международных рынках, то сегодня правительство ограничило их в выборе данных решений.
19 июля во время встречи с рабочими на Магнитогорском металлургическом комбинате Владимир Путин предупредил, что серьезное сдерживание стоимости бензина и дизтоплива ударит по отечественному нефтеперерабатывающему бизнесу и вызовет еще больший рост цен. Подробности: Путин призвал серьезно не ограничивать цены на топливо.