В будущее верхом на локомотиве: Цифровизация в стиле «ЛокоТех»

Обновлено:
245
В будущее верхом на локомотиве: Цифровизация в стиле «ЛокоТех»
Умный локомотив
Тимофей Левицкий
Тимофей Левицкий
Управляющий партнер консалтинговой компании «In.Praktika»

Представьте себе локомотив. Огромная железная машина, символ ушедшего двадцатого столетия.

Кто бы мог подумать, что перемены нового века коснутся и его. «Умный локомотив», «digital transformation», «цифровизация». Расскажем обо всем этом подробнее.

О цифровой трансформации в последнее время говорят все чаще. Цифровизация является ключевым феноменом нового технологического уклада. Она напрямую связана с такими явлениями, как Интернет Вещей, Индустрия 4.0, Большие данные, машинное обучение, искусственный интеллект, блокчейн, криптовалюты и т.д. В бизнесе цифровизация становится процессом перевода предприятий в «гибкое» состояние. Она формирует целостный взгляд на деловые и социальные изменения, горизонтальное взаимодействие и информационные технологии. Ее отличительной особенностью является использование достижений цифровой эпохи, таких как аналитика, мобильность, социальные медиа и умные устройства.

Теперь не человек, а сами системы контролируют физические процессы, создают виртуальные копии физического мира и принимают решения. Через сеть вещи общаются друг с другом и с людьми, а человек постепенно исключается из цепочек процессов как посредник. Звучит, как фантастика, но если у вас есть смартфон, и вы ежедневно пользуйтесь Интернетом, значит вы уже стали частью цифровизации.

15 реальных кейсов цифровой трансформации в России

Давайте посмотрим, к чему цифровизация приводит, и почему она коснется каждого.

Перемены открывают дверь без стука

Группа компаний «ЛокоТех» занимается обслуживанием подвижного состава Российских железных дорог. В «ЛокоТех» работает около 60 тысяч человек. Раньше ремонтом и сервисом тягового подвижного состава занимались сами РЖД, но в ходе реформы железнодорожного транспорта это направление деятельности было передано на аутсорсинг.

В настоящее время «ЛокоТех» осуществляет ремонт и обслуживание около 70% локомотивного парка РЖД.

И если раньше основной заказчик сервисной компании заказывал ремонт локомотивов или сервис определенного объема в соответствии с инструкцией и графиками технического обслуживания. То сейчас, когда ставка делается на скорость и надежность, а бизнес стремится к максимальному извлечению прибыли, перед группой «ЛокоТех» встает амбициозная и масштабная задача: повысить коэффициент готовности локомотивов к эксплуатации. К 2021 году он должен достичь показателя 0,95.
Проще говоря, локомотивы должны работать и не ломаться. Запрос, который был призван изменить фокус внимания, отношения между заказчиком и клиентом и механизмы его осуществления.

Итак, менеджмент «ЛокоТех» встал перед сложным выбором: как достигнуть заветных параметров? Было два решения. Первое, решение ХХ века: усовершенствовать каждый станок, выпускающий детали, чтобы сократить вероятность поломки. Второе решение, вдохновленное цифровой трансформацией, — сделать так, чтобы поезда сами принимали решения о ремонте с помощью установленных датчиков на тяговой состав и других современных технологий.

Инновации в железнодорожном транспорте

Перед лицом этих трудностей в начале 2018 года в «ЛокоТех» состоялось большое событие – стратегическая сессия, на которой присутствовало 200 топ-менеджеров, руководителей заводов и сервисных локомотивных депо. Важными элементами повестки были решения в области цифровизации, однако цели полной цифровой трансформации в тот момент не стояло. В рамках этой дискуссии зародились идеи комплексного переустройства работы, которое должно было состоять из трех ключевых элементов. Есть все основания полагать, что подобные составляющие появятся скоро (или уже появились) в программах развития многих других корпораций. Что же это за элементы?

«Умный локомотив»

Представьте себе, что локомотив сам собирает всю важную информацию. Нейросеть получает данные с различных систем, датчиков, обрабатывает и генерирует прогноз относительно будущих поломок. После сбора данной информации, система рекомендует подходящий сервис. На основании этих данных заранее известно время прибытия «умного локомотива» в депо, а также как и с какой периодичностью эксплуатируется конкретный локомотив, сколько в среднем составляет его пробег и многое другое.

 «Цифровое Депо»

«Цифровое Депо»

Для нового «умного» локомотива нужно создать и новое депо. Долгое время в компании существовала проблема хранения запасных частей. По собственной оценке «ЛокоТех» детали, лежащие «на всякий случай»,забирают значительную часть средств из оборотного капитала.

В «цифровом депо» эта проблема решается. Теперь в течение короткого времени в нем хранятся конкретные запасные части для ремонта определенного локомотива. Все это предсказывается системой и датчиками, упомянутыми ранее.

В ближайшем будущем основной объем деталей, которые раньше попадали под категорию «на всякий случай», будет находиться в едином централизованном складе. Хранение и обработка в нем обходятся намного дешевле, чем в удаленных местах. Это позволит депо стать оперативнее, координированней и экономичней в обслуживании. Кто знает, возможно, в отдаленном будущем в каждом депо установят 3D принтеры, чтобы детали создавались сразу на месте, еще заметнее сокращая издержки.

Единый центр ответственности

Старая структура управления подразумевала три области ответственности, в зависимости от уровня сложности ремонта. За «большой ремонт» (ТО) отвечал завод, за текущий — отвечало депо, а за эксплуатацию отвечал, естественно, эксплуатант, а именно Управление Тяги РЖД. Когда случается поломка, возникает естественный организационный вопрос: на чей счет это отнести — завода, депо или эксплуатанта. Переговоры занимают лишнее время и ресурсы.

В рамках цифрового прорыва в «ЛокоТех» создали проект под названием «Единый центр ответственности» (ЕЦО). Если появился коэффициент технической готовности, то и должен был появиться орган, отвечающий за его исполнение. В новой структуре организации впервые за каждой серией локомотивов закреплен специальный ЕЦО. Теперь разбор проблемы ремонта начинается с вопроса «Что случилось?», а не «Кто виноват?». Центр объединяет в себе все функции и отвечает и за завод, и за депо, и за потоки данных между ними, а также за организационную структуру, людей и бюджет. Таким образом, ЕЦО разрубил управленческий Гордиев узел.

Почему произошедшие перемены мы называем цифровой трансформацией?

Потому что с точки зрения бизнеса изменилось все. Раньше продавали ремонт – теперь продают коэффициент технической готовности. Появился другой принцип расчета с покупателем и иной характер управления.Создается впечатление, что подобные изменения сложно и дорого осуществлять, но расходы на дорогостоящие умные технологии в долгосрочной перспективе экономят ресурсы. Так, датчики в итоге позволяют своевременно чинить локомотивы, что отражается на их технической готовности, а депо больше не хранит детали прозапас. Для сравнения, как бы это ни было парадоксально, но замена станков без изменения принципов работы привела бы к большим расходам и меньшим результатам. Хотя, конечно же, оборудование тоже необходимо модернизировать. На эти цели «ЛокоТех» только в 2018 году выделяет свыше 3 млрд рублей.

Трансформация уже происходит. Она перевернула сферу туризма с онлайн-агентствами путешествий, агрегаторами, ищущими дешевые билеты, и такими сервисами как Booking.com и Airbnb.

Оценка эффективности инновационных проектов в железнодорожном транспорте

ифровизация изменила торговлю с появлением на рынке Amazon.com и Alibaba.com. Все сильнее изменяются банки по мере того, как люди все больше используют электронные деньги. Сокращается число офисов, но увеличивается количество банкоматов и число пользующихся онлайн-банком («банк в твоем кармане»). Изменяется ресторанный бизнес, так как все более важной становится опция с доставкой на дом. Изменяется ритейл, некоторые компании, например Tesco, уже принимают заказы на продукты в Интернете (см. история развития интернета).

Трансформация не спрашивает, хотите вы меняться или нет. Вне зависимости от заказчиков и государственной поддержки, новая эпоха требует управленческой прозорливости и зрелости. И даже если вы никогда не планировали быть передовой компанией, вам придется адаптироваться под новую реальность.

1
0
0
0
0
0
1
Обсудить Содержание Поделиться