Управленческий учет в строительстве

Обновлено:
75
Управленческий учет в строительстве
Управленческий учет в строительстве. Фото: boehmecpa.com
Редакция
Команда редакторов Promdevelop

Строительством, как и любым другим серьезным бизнесом, невозможно управлять опираясь исключительно на бухгалтерские данные. Для принятия эффективных решений руководителям необходима система отчетности, построенная на совершенно иных принципах.

Так в чем же заключаются особенности управленческого учета в строительстве? Чем он отличается от бухучета? Что обязательно надо иметь ввиду? На вопросы отвечают эксперты, имеющие большой опыт работы в данной области.

Отличия между бухгалтерским и управленческим учетами

Управленческий учет безусловно тесно связан с бухгалтерией. Но главное отличие заключается в том, что собственнику интересны развернутые данные, а не исходные цифры.

“Очень важно, чтобы данные управленческого и бухгалтерского учетов совпадали. Но если основываться только на данных бухгалтерии, можно легко пустить успех компании под откос”, — считает инвестиционный аналитик компании Zamla Алмаз Кучумов.

Среди приоритетных направлений управленческого учета можно назвать: планирование, управление, контроль, ценообразование, статистику и координацию действий в случае возникновения форс-мажорных ситуаций. Главной целю отчетов, построенных на такого рода данных, является помощь менеджеру в принятии оперативных решений.

«Управленческий учет в строительстве более важен, чем в других сферах бизнеса. Он позволяет видеть полную картину в разрезе тех показателей, которые важны не налоговой инспекции, а тем, кто управляет бизнесом. Также, учет дает руководству возможность получить отчетность в понятном виде, а не в виде стандартных бухгалтерских форм», — говорит независимый консультант Илья Басс.

Четкое выполнение сроков имеет ключевое значение в строительном бизнесе. А это значит, что нужно как можно быстрее выявлять тенденции к отклонению от поставленных планов и, соответственно, корректировать процессы, дабы не допустить возникновения проблем. Именно налаженная система управленческого учета позволяет оперативно анализировать текущую ситуацию, тогда как агрегация бухгалтерских данных, которые позволили бы сделать подобные выводы, требует очень много времени.

При этом нужно иметь в виду, что конкретные параметры управленческих отчетов устанавливаются исходя из целей собственников компании. Со временем они могут быть легко модифицированы, исходя из меняющихся внешних условий.

Особенности управленческого учета в строительстве

Любая стройка начинается с тщательного планирования всевозможных аспектов. Отдельное внимание стоит уделять прогнозированию непредвиденных затрат. Однако в российских реалиях большинство строительных компаний в целях экономии стараются этого избежать. Порой подобная недальновидность приводит к печальным последствиям. Абсолютно все аспекты строительства требуют пристального внимания в постоянном режиме. Только так можно минимизировать возникновения рисков.

“Особенностью управленческого учета в строительстве является то, что он подразумевает большие объемы информации, чем у предприятия, работающего в другой области — учету подлежат все бизнес-процессы строительства: от проектирования до ввода в эксплуатацию. Поэтому, при проведении анализа данных, существует необходимость в их агрегировании в соответствии с уровнями принятия решений”, — утверждает Максим Вагнер, финансовый эксперт и соучредитель консалтинговой компании “Прогрессивные технологии бизнеса”.

Консолидированная отчетность по группе юридических лиц

Консолидированная отчетность по группе юридических лиц позволяет анализировать результаты работы по всем строительным объектам в целом.

“Группы компаний в стройке — это источник по вертикали производственного процесса. К ним относятся: поставка материалов, аренда, машино-механизмы и тому подобное. Очень часто бывают ситуации, когда у застройщика есть заинтересованность в финансовом результате не только основной компании, но и компаний “смежников”. В таких случаях важна консолидированная отчетность отдельно по каждой компании и по всем сразу. Это часто связано с тем, что структура собственности разная у отдельных компаний в группе.

Интересен опыт компании Финоко: этот программный продукт позволяет разделить информацию и в тоже время собрать в единое целое. Иными словами, информацию могут видеть только те, кому она предназначена”, — объясняет генеральный директор ООО “Сан-Сити” и руководитель проекта “Финоко” Александр Сандульский.

Раздельный учет доходов и затрат по объектам строительства

Неважно сколько у компании объектов, — один или несколько, — чрезвычайно важно организовывать раздельный учет доходов и затрат. В первую очередь это необходимо для наиболее качественного контроля за всеми поступлениями и расходованиями денежных средств.

«При раздельном учете доходов и расходов необходима корректная система классификация затрат, и четко сформулированная политика по учету накладных, административных, коммерческих расходов. Некорректное распределение таких затрат на проекты, может привести к искажению рентабельности отдельных проектов. В результате, руководство может принять ошибочные решения», — считает Александр Погорелов, который занимает руководящий пост в дочерних обществах группы “Газпром”, реализующих строительные проекты в нефтегазовой сфере.

Контроль исполнения сметы

Строительная смета — основа этого бизнеса. И чем детальней она будет сформирована, тем меньше шансов, что компания окажется в непредвиденной ситуации. Смету необходимо составить по каждому этапу строительства с подробным списком работ. Должно быть учтено все: часы, работы, материалы и т. д. Контролировать исполнение сметы рекомендуется регулярно по каждой статье затрат.

“У меня был сформирован каталог, с расписанными статьями и мы разбирались по каждому пункту. При правильном подробном планировании, контроль будет не трудным. Четкий контроль каждой статьи расхода по строительству оправдывается огромными преимуществами достроенного дома”, — отмечает Елена Луценко, финансовый консультант, директор аудиторских компаний «МТ Аудит» и БРБ «ПрактикУМ».

График платежей

Один из возможных рисков в строительстве — это случайная или вынужденная просрочка обязательных платежей. А это в свою очередь чревато штрафами, пенями, претензиями со стороны работников и прочими неприятностями. Чтобы их избежать рекомендуется использовать автоматизированный график платежей, который синхронизируется со всей системой планирования работ.

Составление управленческих отчетов — это огромная работа, которую невозможно сделать вручную в случае мало мальски серьезного строительства. Неизбежно вмешается человеческий фактор, который впоследствии может привести к менеджерским ошибками. Только внедрение систем автоматизации управленческого учета в строительства позволяет эффективно планировать, контролировать, анализировать и следить за выполнением смет.

2
Обсудить Содержание Поделиться
Читайте также
3D-технологии в строительстве и проектировании
Строительство и недвижимость
3D-технологии в строительстве и проектировании
775
Плюсы и минусы участия в долевом строительстве
Строительство и недвижимость
Плюсы и минусы участия в долевом строительстве
203