Перспективы развития в России цифровых АЗС

85
Перспективы развития в России цифровых АЗС
Фото: gazprom-neft.ru
Михаил Колесников
Основатель бренда Benza

Внедрение цифровых технологий позволяет предприятиям, в том числе АЗС, сократить издержки, оптимизировать бизнес-процессы, упростить подготовку отчетной документации, обеспечивая себе конкурентные преимущества.

О том, каковы перспективы цифровых АЗС, в чем их преимущество перед традиционными заправками, рассказывает основатель бренда безоператорных мини-АЗС и топливораздаточных колонок Benza Михаил Колесников.

Влияние технологий

Прежде всего, необходимо рассматривать цифровизацию в контексте влияния на внутренние бизнес-процессы и клиентов АЗС, пользующихся услугами ритейлеров. Если сопоставить оба направления, то 95% изменений, связанных с цифровизацией, затрагивает владельцев бизнеса и/или тех, кто управляет заправками и лишь 5% процентов приходится на клиентов АЗС.

цифровых АЗС
Цифровые АЗС. Фото: gazprom-neft.ru

Однако с появлением современных заправочных станций рядовые потребители сегодня могут уже не взаимодействовать с операторами. Вместе с этим развиваются сервисы, которые позволяют определить стоимость топлива на различных заправочных станциях через мобильное приложение.

Оптимизация бизнес-процессов

Влияние цифровых технологий особенно сильно коснулось предприятий, которые обеспечивают себя топливом самостоятельно. Такие компании устанавливают и автоматизируют собственные АЗС, переводя учет топлива в «цифру», что позволяет управлять всеми процессами заправочной станции. Как правило, это лесопромышленные, сельскохозяйственные, горнодобывающие предприятия.

По нашим оценкам, примерно 2% предприятий используют технологии «умных» АЗС. Топливные карты перешли в смартфоны, у крупных компаний есть приложения, которые позволяют выстраивать оптимальные маршруты с учетом заправочных станций, отслеживать стоимость топлива на заправках, тем самым экономя часть затрат на поездку. Таким образом, колоссальные изменения произошли именно в управлении и оптимизации потребления топлива, что в значительной степени повлияло на бизнес-процессы предприятий, обеспечивающих себя топливом самостоятельно и внедривших на своем производстве АЗС.

В то же время ритейл цифровизация затронула в меньшей степени в связи с тем, что технологии распространены на поставщиков топлива, кроме того, что специальные системы могут определить, какое количество воды поступило в резервуары хранения заправки, а также возможностей бесконтактной оплаты и заправки автомобиля без оператора.

При самостоятельном топливообеспечении предприятия цифровые технологии и оборудование позволяют снизить реальную стоимость заправки. Снижаются расходы на персонал, сокращаются потери, исключается возможность обмана со стороны поставщиков. По оценкам нашей компании, внедрение автоматизированного оборудования по контролю топлива снижает стоимость заправки на 10-20% (см. борьба с недоливом топлива).

Для собственников и руководителей предприятий использование технологий позволяет снизить риски корпоративных хищений.
Получая топливо, предприятия в автоматическом режиме могут зафиксировать его объем и массу, а также объем до и после доставки.

При транспортировке топливо слить практически невозможно, что гарантирует его доставку в полном объеме. Теперь невозможно «договориться» с оператором, тем самым исключается влияние человеческого фактора, так как заправка осуществляется без оператора, после чего система мониторинга контролирует расход топлива. Осуществляется сквозная система контроля – предприятие контролирует, какой объем топлива «ушел» из заправочной станции после заправки и какой объем поступил в заправочный бак.

Цифровизация АЗС

Сегодня автоматизированные АЗС в основном сосредоточены в центральной части России: во многом это связано с плотностью населения, расположением основных предприятий-потребителей топлива, большим количеством сетей заправочных станций.
Как правило, новые технологии появляются в центральной России – это связано с плотностью населения, присутствием основных потребителей-потребителей, которые занимаются топливным обеспечением самостоятельно, большим количеством сетей заправочных станций, а уже после этого распространяются на другие регионы.

Если говорить о ритейле традиционных АЗС, то, безусловно, направление движения в этом секторе будет идти к тому, чтобы потребитель меньше контактировал с оператором заправочной станции. С развитием технологии распознавания лиц возможен дальнейший отказ от найма сотрудников АЗС, за исключением технического персонала.

Предложений, обеспечивающих внедрение цифровых технологий на АЗС, сейчас на рынке недостаточно. Еще далеко не все предприятия контролируют свое топливо, имеющееся оборудование только недавно появилось на рынке, цифровизация производства крайне актуальна. Мы прошли только 2% от того пути, который нам предстоит пройти в ближайшие годы.

Читайте также
4
Обсудить Содержание