Транспортная система Платон

Обновлено:
Время чтения: 7 мин
Транспортная система Платон
Транспортная система Платон
Поделиться

Система «Платон», предназначенная для оплаты передвижения тяжелых фур по трассам, была внедрена с ноября 2015 года.

Программа предполагает взимание оплаты с владельцев многотоннажного транспортного средства весом более 12 тонн в качестве компенсации за причиненный ущерб дорогам. Ведь грузовые автомобили с большим тоннажом постепенно разрушают дорожное покрытие. Оно становится непригодным для эксплуатации. Название системы произошло от сокращения «плата за тонну».

В данном материале рассмотрим особенности и специфику транспортной системы, принцип ее работы, тарифы и последние изменения.

Как работает система Платон

Главной задачей оплаты за каждый километр проезда высокотонных грузовиков системы Платон является точное определение местонахождения грузового автомобиля посредством спутниковых электронных приборов для приема и передачи сигналов. Передатчики вмонтированы на автомобиле и в главном пункте приема данных, который и осуществляет контроль за передвижением всех грузовых транспортных средств. В результате подсчета пройденного километража подсчитывается оплата.

На грузовой автомобиль производится установка бортового устройства или компьютера, который устанавливает текущие координаты и местоположение, а затем передает данные в центральный пункт. Пункт управления после обработки полученной информации выставляет счет на оплату за передвижение по федеральным дорогам, в соответствии с текущими тарифными ставками.

Система Платон предполагает функционирование в автоматическом режиме, и при покидании грузовым автомобилем платной дороги система самостоятельно переключается на спящий режим или тарифицирует проезд по другой ставке. Второй вариант происходит, когда многотонный автомобиль съезжает на другой платный участок трассы (плата может быть выше или ниже). В результате просчитывается проезд грузовика по всем платным отрезкам трасс и взимание оплаты суммируется, затем выставляется общий счет к оплате.

Суть системы Платон

Основными функциями системы Платон являются:

  • обработка данных, полученных от автомобилей;
  • сбор сведений обо всех грузовых автомобилях;
  • хранение данных о передвижении грузовых автомобилей по всем федеральным дорогам (общая длина трасс примерно 51 тыс.км).

Грузовые автомобили для дальнемагистральных перевозок, весом более 12 тонн, должны пройти регистрацию на сайте системы. По состоянию на апрель 2017 года в базу данных внесено более 2 млн. автомобилей и 51 тыс.км дорожного полотна. Владельцы грузовиков вносят оплату в фиксированном размере. Это связано с тем, что проезд тяжелых грузовиков значительно травмирует и ускоряет износ дорожного покрытия. Плата за проезд по федеральным трассам служит компенсацией за нанесенный ущерб и используется для ремонта поврежденных участков дорог и их капитального ремонта.

Главной задачей введенной системы является улучшение состояния дорог федерального значения на всей территории РФ. Система Платон выступает базой для новой программы, запуск которой запланирован на 2020 год.

Система Платон и транспортный налог

Предприятия и частные предприниматели, являющиеся плательщиками транспортного налога и имеющие фуры весом более 12 тонн, должны быть введены в систему Платон и рассчитывать налог по специфичной схеме. Владельцы фур должны платить сбор за причинение ущерба федеральным трассам. Если многотонники передвигаются по платным трассам, тогда этот сбор не подлежит оплате.

Компания или предприятие вправе уменьшить размер данного налога. Система Платон, куда они внесли оплату сбора, поможет в данном вопросе. Начисленный с 1 января 2016 года налог снижается на всю оплаченную сумму в системе Платон. Транспортный налог снижается на сумму сбора, внесенного за определенный период, что чрезвычайно выгодно для предприятий. Такая процедура будет действовать до конца 2018 года (см. Выплата зарплат или налогов? Как быть работодателям?).

В случае если оплата по системе равна или превышает размер транспортного налога, тогда налог не оплачивается. Если же налог превышает оплаченный сбор, тогда на оплаченную сумму обеспечивается льгота. Такие льготы применяются касательного каждого транспортного средства, по которому предприятие или частный предприниматель платит сбор.

Система Платон и какие машины под нее попадают

Перечисление всех марок грузовых автомобилей станет нецелесообразным. Достаточно знать один нюанс – под действие программы попадают исключительно грузовики, имеющие массу свыше 12 тонн независимо от иных параметров.

В соответствии с Федеральным законом N257, освобождение от оплаты применяется для таких транспортных средств:

  • выполняющие пассажирские перевозки (исключением являются грузопассажирские фуры);
  • служебные транспортные средства, такие как машины пожарной помощи и коммунальных служб, неотложной помощи, военные автомобили. При этом они должны быть оснащены специальной индикацией;
  • транспортные средства Министерства Обороны и грузовики для транспортировки тяжелого военного оборудования и военных автомобилей.

Стоимость Платона в 2017 году

Пользование программой для водителей бесплатное, однако требуется пройти процедуру регистрации на интернет-портале platon.ru. Несмотря на бесплатный режим системы, за обслуживание взимается плата около 500 рублей в месяц.

Оплата осуществляется по следующей схеме:

  • владелец грузовика проходит регистрацию на портале и предоставляет требуемый пакет документов;
  • ему присваивается персональный лицевой счет;
  • пополнение счета возможно по его реквизитам;
  • оплата происходит в виде снятия денежных средств со счета.

Разработано несколько способов оплаты проезда:

  • авансовый метод. Денежные средства вносятся на счет перед поездкой. Владелец может внести сумму за один рейс или за несколько следующих авансом;
  • за использованный километраж. Оптимальный способ внесения платы, поскольку так минимизируется риск переплаты;
  • навесные рамы, которые являются элементом системы. Федеральные трассы оборудованы электромагнитными приборами, считывающими данные с грузового автомобиля. В результате идет списание со счета водителя в счет оплаты за проезд. Для реализации данного способа необходимо наличие у водителя электронного кода.

До конца февраля 2016 года тариф за один пройденный километр составлял 1,5 рубля. Однако с марта 2016 года тариф был увеличен до суммы 3,06 рублей и останется на данном уровне до конца 2018 года.

Протесты против Платона 2017 и последние новости

Использование системы Платон вызвало массовые протесты и забастовки дальнобойщиков. С момента запуска программы несколько месяцев длились протесты против завышенной оплаты и непомерных штрафов. Также негодование водителей вызвал тот факт, что внесенные денежные средства направляются не в федеральный бюджет, а идут к частному предприятию.

Сотни дальнобойщиков блокировали проезд по дорогам и трассам и не позволяли двигаться потоку других автомобилей. Требованием их была отмена действия системы Платон. В Пермском регионе водители высокотоннажных автомобилей выстроили длинную колонну и двигались со скоростью 40 км/ч, в результате чего возникла многокилометровая пробка. В Екатеринбурге произошла аналогичная ситуация – была создана пробка протяженностью 10 км.

Все дальнобойщики критиковали и не принимали систему, что не позволяло полноценно ее внедрить на российских дорогах. По мнению водителей, необходимо было сначала проверить систему в тестовом режиме на протяжении нескольких лет.

Самая большая акция протеста состоялась в Дагестане и собрала свыше 17 тыс. человек, а грузовые автомобили создали колонну общей длиной 57 км. В декабре 2015 года дальнобойщики частично перекрыли движение на МКАД, оставив лишь одну полосу для проезда легковых автомобилей. А на парковке торгово-развлекательного центра «Мега-Химки» дальнобойщики разбили лагерь из 40 человек с грузовиками.

Благодаря проведенным акциям протеста водителям удалось добиться снижения тарифов. Министерство транспорта пошло на уступки и снизило тариф за километр с 3,73 до 1,53 рублей. Также водители были временно освобождены от оплаты штрафов. Однако правительство не намерено полностью отменять систему или снижать тарифы до необоснованной цифры.

Касательно последних изменений, можно отметить новые процедуры установки бортовых приборов с ноября 2016 года. Теперь установка сторонних бортовых устройств возможна только после успешного их тестирования в течение месяца. После этого прибор вносится в реестр оператора системы.

Среди последних изменений можно отметить:

  • была разработана система возврата денег, перечисленных ошибочно или в большем размере;
  • пересмотрены правила отсроченных платежей и процедуры регистрации грузового автомобиля при получении маршрутной карты;
  • стала возможной отмена оформления маршрутной карты, если она еще не начала действовать.
Рейтинг статьи
0,0
Оценок: 0
Оцените эту статью
Редакторский коллектив
Напишите, пожалуйста, свое мнение по этой теме:
avatar
  Подписаться  
Уведомить о
Содержание Оценить Комментарии
Поделиться