Что такое Телемедицина

Обновлено:
1.1K
Что такое Телемедицина
Фото: zdrav.fom.ru
Ратмир Белов
Журналист-райтер
Галина Алёхина
Галина Алёхина
Главный врач «Лечебно-восстановительного центра»
Тарас Баранюк
Тарас Баранюк
Ведущий специалист по анализу данных Bidease

Постоянный технический прогресс и инновационные решения навсегда вошли в повседневную жизнь, в том числе в здравоохранение.

Интернет, информационные системы и мобильные приложения, как оказалось, действительно способствуют развитию медицины и позволяют изменить модель оказания медицинской помощи аналогично банковскому делу, коммерции и общению между людьми.

Телемедицина, электронные визиты — что это?

Телемедицина означает оказание медицинской помощи удаленно, с использованием «систем ИКТ или систем связи», то есть на практике через Интернет или телефон.

Он может принимать различные формы: от телефонного звонка, видео или онлайн-чата, через обмен сообщениями и документами через защищенную компьютерную почту до удаленной диагностики и мониторинга таких параметров, как уровень сахара в крови, артериальное давление или частота сердечных сокращений, в телеэлектрокардиографии.

Для кого полезна телемедицина?

Идея телеконсультации предназначена в первую очередь для людей, состояние или возможность появления которых в больнице ограничены. Однако быстро выяснилось, что воспользоваться электронным визитом может каждый, потому что многие проблемы со здоровьем не требуют посещения и личного осмотра врачом.

Электронные консультации особенно рекомендуются при простых и частых заболеваниях, таких как инфекции верхних дыхательных путей, сезонная или кожная аллергия, но также используются для постановки первоначального диагноза и назначения анализов перед посещением специалиста, а также в качестве формы контроля лечения, назначения рецепта и многих других ситуациях у хронических больных. Так что на практике телемедицина доступна всем.

Телемедицина — польза для пациента:

  • удобный доступ к широкому кругу специалистов, не выходя из дома, экономия времени на поездках.
  • сокращение необходимости посещения медицинских учреждений — потенциальное снижение риска контакта с другими пациентами.
  • быстрая первичная диагностика и получение рекомендаций по дальнейшему лечению.
  • легкое получение рецепта, направления на медицинское обследование.

Телемедицина в России с позиции врача

Комментирует Галина Алёхина, главный врач «Лечебно-восстановительного центра» (г. Москва).

Ключевой проблемой развития телемедицины в России, на мой взгляд, является вопрос, имеет ли право врач дистанционно ставить диагноз и назначать лечение.

Прямого ответа на него не дает ни отечественное законодательство, ни здравый смысл. Если мы говорим о хирургии, ортопедии, травматологии и целом ряде других специализаций, визуального осмотра будет недостаточно, а постановка диагноза по телефону может стать откровенной профанацией и принести непоправимый вред.

Однако стоит признать, что телемедицина имеет перспективы при общении с пациентом для сбора анамнеза и отслеживания его текущего состояния при назначенном очно лечении. Условно, если пациент проходит лечение ОРВИ, нет острой необходимости приходить в поликлинику, чтобы сообщить врачу об улучшении состояния.

Такой гибкий подход к дистанционному общению поможет разгрузить лечебные учреждения и сэкономить время на лечение других посетителей.

Что представляет собой электронный визит?

  • Собеседование — врач путем внимательного разговора определит основные симптомы и оценит проблему со здоровьем пациента.
  • Диагностика — после анализа полученной информации врач ставит первоначальный диагноз.
  • Рекомендации — пациент получает соответствующие инструкции по дальнейшему лечению.
  • Назначение лекарств — в зависимости от ваших потребностей ваш врач может порекомендовать лекарства, отпускаемые без рецепта, или выписать электронный рецепт.
  • Дальнейшая диагностика и лечение — при необходимости врач выдаст направление на соответствующие анализы, консультацию или операцию
  • Отпуск с работы — при необходимости врач выдаст больничный на время полного выздоровления.

Перед тем, как воспользоваться консультацией по телемедицине, стоит прочитать информацию для пациентов, подготовленную под пристальным внимаем министра здравоохранения и других учреждений.

Как работает телеконсультация?

После обнаружения тревожных симптомов пациенту следует перейти на сайт больницы, где он сможет найти врача соответствующей специализации и записаться на электронный прием. После его специалист свяжется с вами по телефону в заранее оговоренное время.

При отсутствии ответа от пациента врач дважды попытается установить контакт. После установления телефонной связи и проведения подробного интервью пациент получает необходимые рекомендации по дальнейшему лечению. В случае необходимости врач выдаст электронный рецепт, электронный больничный или направление на обследование или лечение.

Телемедицина и электронный больничный

Возможность получения электронного больничного — это удобная форма для пациентов, которые могут получить больничный лист без необходимости посещения.

В настоящее время электронный отпуск выдается только при живом контакте врача с пациентом, т.е. во время телефонной консультации.

Телемедицина и электронные рецепты

Электронные рецепты — еще один шаг к оптимизации работы здравоохранения. Пациенты могут получить электронный рецепт, не выходя из дома, который можно получить в любой аптеке рядом с домом, не рискуя потерять его. Это также удобно для фармацевтов, у которых нет проблем с чтением назначенных лекарств и выдачей нужного лекарства.

Значительная часть услуг телемедицины предоставляется частными медицинскими учреждениями. Благодаря этому у пациентов есть возможность получить быструю консультацию специалиста удобным способом, как в случае новой проблемы со здоровьем, выдачи направления на обследование или рецепт, так и при необходимости проверки лечения или контроля при хронических заболеваниях.

Проблемы развития телемедицины — комментарий эксперта

Комментирует Тарас Баранюк, ведущий специалист по анализу данных Bidease. Эксперт имеет более 17 лет опыта создания программных продуктов на различных должностях (разработчик, тимлид, менеджер по продукту, директор по развитию и совладелец стартапа). С 2012 по 2019 занят в создании и развитие региональных и федеральных медицинских информационных систем, более 10 лет погружения в науку о данных и машинное обучение.

Когда говорят о телемедицине, сразу вспоминают о таких вещах как перегруженность врачей, низкая техническая оснащенность регионов, страхи со стороны как пациентов, так и врачей перед новыми технологиями.

Все это имеет место, и, конечно, требует обсуждения. Но большинство экспертов забывают об одной из главных проблем — информации о состоянии здоровья пациента, о его медицинской карте. Уже очень много лет, делаются попытки информатизации здравоохранения, но это как попытка сшить расползающееся лоскутное одеяло.

Если смотреть отдельные регионы, то да, в некоторых из них идет процесс создания электронной медицинской карты (ЭМК) хотя бы на уровне региона, но все они, в весьма зачаточном состоянии, несмотря на затраченные огромные ресурсы.

У каждого региона свои проблемы и можно долго об этом рассуждать, но факт остается фактом — нет в стране ни одного человека, у которого была бы полная ЭМК, со всеми случаями, хотя бы за последние лет 7-8.

Можно вспомнить про федеральный уровень — ЕГИСЗ. Но и там, по факту, нет информации в объеме необходимом врачам, там скорее статистическая информация для отчетов. Плюс, накладываются проблемы интеграций между информационными системами, отсутствие единых справочников и единых нормативных документов.

Таким образом, для врача телемедицинская консультация с абсолютно неизвестным ему пациентом, похожа на гадание по фотографии. Чтобы был достойный результат, потребитель услуги должен быть полноценным пациентом медицинской организации, с очными посещениями и только изредка, по особым случаям, пользоваться онлайн-сервисом.

На текущий момент, телемедицина является очень нишевой услугой и только для жителей мегаполисов. Если оценивать перспективы, то, на мой взгляд, еще минимум лет 10-15, до того момента, когда эта услуга войдет в массы, и пациент, например, с Сахалина, сможет лечиться у врача из Ставрополя, не испытывая трудностей.

Для этого, крайне важно, чтобы текущие инициативы по созданию систем многоуровневой курации, пересозданию нормативно-справочной информации (НСИ) на федеральном уровне, созданию и использованию стандартов для интеграции разнородных региональных медицинских информационных систем (РМИС) с федеральными системами, были поддержаны на самом высоком уровне.

Первые позитивные шаги уже сделаны, один из которых — приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов» от 07.09.2020 № 947н. И да, к нему есть вопросы, но это однозначно хорошая новость для всех проектов связанных с телемедициной.

19
Обсудить Содержание Поделиться