Учитывая тот факт, что в последнее время, в связи с пандемией COVID-19, все больше зачетов и экзаменов приходится сдавать в дистанционном формате, возникает множество вопросов, как организовать данный процесс таким образом, чтобы исключить факты списывания.
Кроме того, необходимо проработать систему постановки оценок и иметь четкое представление о том, что вообще представляет собой прокторинг.
По словам генерального директора Университета 20.35 Василия Третьякова, несмотря на то обстоятельство, что опыт проведения онлайн-экзаменов в России имеется, однако ожидается резкое масштабирование данного процесса. Вместо десятков тысяч студентов, проходящих тестирование в течение всего семестра, промежуточные испытания в дистанционном формате предстоит проходить уже сотням тысяч обучающихся, причем в рамках непродолжительной сессии.
В настоящее время ведется активная работа над технологиями, при помощи которых можно будет проводить оценку студента на основе его реакции на контент, равно как и на задания. Использование обратной связи предоставляет возможность наблюдать за вовлечением студента в учебный процесс и отслеживать его эмоциональный настрой, тем самым позволяя оперативно выяснить, усвоен ли материал и готов ли обучающийся решить поставленную перед ним задачу. Однако не следует забывать, что экзамен может выступать в качестве своеобразного мотивационного фактора, отказавшись от которого придется использовать иные форы мотивации.
Что такое Прокторинг
Рассмотрим подробнее само понятие «прокторинг», так как утвердительный ответ на вопрос о том, известно ли, как именно работает система прокторинга в момент проведения онлайн-экзаменов, дали лишь 39% респондентов, в то время как 61% опрошенных представителей вузов вовсе не имели понятия о подобной технологии.
Ректор Тольяттинского государственного университета Михаил Криштал поделился информацией, что если студент вовремя не набирает необходимое количество баллов, то промежуточная аттестация проводится повторно.
Таким образом, подключение к курсу осуществляется повторно и обучающийся получает возможность набрать недостающие баллы. В случае повторного непрохождения промежуточной аттестации, процедура проверки знаний студента проводится уже с использованием специальной вебинарной площадки, на которой собираются члены комиссии, а сама процедура сдачи экзамена происходит при помощи видеокоммуникации. В подобном формате осуществляется и сдача госэкзамена, равно как и защита выпускной квалификационной работы.
Основная задача в данном случае заключается в обеспечении надежной аутентификации во время прохождения экзаменов, а также высокий уровень прокторинга. Внешность студента сверяется с фотографией, изначально заложенной в систему, причем защита от подсказок сопоставима с уровнем, который можно обеспечить при нахождении непосредственно в аудитории.
Студент находится под наблюдением как сотрудника центра тестирования, так и членов комиссии, причем процедура сдачи экзамена фиксируется на камеру и хранится в архиве. Стоит отметить, что привычный экзамен с билетами постепенно уходит в прошлое, а ему на смену приходит накопительная система оценки, портфолио, а также результаты разработок обучающихся.
Как отмечает Никита Мишаков, представляющий платформу прокторинга онлайн-экзаменов ProctorEdu, в настоящее время на рынке представлен целый ряд прокторинговых решений, позволяющих, получив доступ к компьютеру студента, контролировать процедуру сдачи экзамена. Благодаря данной технологии можно увидеть, пользуется ли обучающийся сторонними приложениями и наблюдать за студентом при помощи вебкамеры.
Несмотря на то обстоятельство, что уровень доверия к сервисам прокторинга пока еще достаточно низкий, уровень списывания в данном случае не больше, чем непосредственно в аудитории. Кроме того, возможность сохранения записи экзамена позволяет сохранить высокий уровень доверия к экзаменам, проводимым при помощи технологии прокторинга.
Стоит отметить, что многие вузы использовали прокторинг еще до того момента, как перешли на дистанционное образование. Так, подобные технологии активно применяются по время проведения Олимпиады, в которой участвуют представители самых разных регионов страны. Однако для многих прокторинг продолжает оставаться технологией, требующей значительных финансовых вложений и мощных технических ресурсов.
В заключение следует отметить, что хотя, говоря о прокторинге, обычно имеется в виду онлайн-экзамен, данная технология может успешно применяться и при проведении традиционного экзамена в устной или письменной форме.
Преимущества прокторинга
Как отмечает Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega, система прокторинга предоставляет массу преимуществ как для студентов, так и для образовательной организации.
Преимущества онлайн-прокторинга для кандидатов:
- Гибкость в выборе дня и времени сдачи экзамена. Часто студентам дают «окно» в несколько дней для сдачи экзамена.
- Возможность сдачи экзамена из любой точки мира. Студенту не приходится брать отпуска для выезда в тестовый центр.
- Спокойная обстановка. В отличие от стрессового окружения тестового центра, домашняя или другая знакомая обстановка помогает сосредоточиться на вопросах экзамена.
- Конфиденциальность. При сдаче в тестовом центре люди некоторых профессий или известные в своём профессиональном круге люди чувствуют дискомфорт.
- Системы с прокторингом предполагают сдачу экзамена с использованием клавиатуры, а не письма от руки, которое может быть более трудоемким и подверженным риску недопониманий.
- Медицинская безопасность при сдаче экзаменов. Заразиться инфекцией через интернет невозможно.
- Возможность выбора формы сдачи экзамена: офлайн или онлайн.
- Экономия расходов на поездку до тестового центра.
- Быстрое получение результатов при автоматизированной проверке.
Преимущества для образовательных организаций:
- Экономия расходов на тестовые центры и персонал экзаменаторов.
- Гибкость в выборе дней экзаменов. Каждая группа студентов может сдавать экзамены в свои отдельные дни, а не ждать окончания обучения нескольких групп и организации единого периода созыва экзаменационной комиссии.
- Возможность масштабироваться на всю страну или мир, не привязываясь к местонахождению образовательной организации.
- Невозможность списать. Непостижимым образом многим студентам удается списать даже в сложных ситуациях, в том числе благодаря умышленной недостаточной бдительности члена комиссии. Качественная система прокторинга «видит» малейшие попытки списать и исключает человеческий фактор.
- Видеозапись. Система прокторинга записывает ход экзамена, не требуя дополнительных видеокамер, как при офлайн-экзамене. При возникновении опасений экзаменационная комиссия может просмотреть видеозапись.
- Экономия времени. Время, освобожденное системой прокторинга, используется для более спокойной и эпидемиологически безопасной организации экзамена для студентов, пожелавший сдать экзамен офлайн.
- Более широкое разнообразие вопросов и ответов, которые могут быть использованы на онлайн-экзаменах.
- Решение логистических проблем, связанных с безопасностью и организацией доставки бумажных версий экзаменационных листов.
- Удобство информационного управления экзаменами: модерация результатов и хранение документов.
Все эти преимущества прочувствовала ассоциация CompTIA. CompTIA – одна из международных некоммерческих ассоциаций в сфере информационных технологий, основным направлением деятельности которой является сертификация ИТ-специалистов более чем в 120 странах мира. Имея 35-летний опыт сертификации более 2 млн. специалистов и высокий уровень экспертизы в сфере ИТ и достигнув ежегодного объема сертификации в 30 тысяч экзаменов, компания пользовалась исключительно физическими тестовыми центрами, годовая плата за услуги которых исчислялась в несколько миллионов долларов.
IT-компания Omega разработала защищенную многопользовательскую онлайн-платформу сдачи экзаменов. Система использует систему прокторинг – обученную нейросеть для слежки за экзаменуемым и соблюдения им регламента. Модульная структура позволяет платформе самостоятельно высчитывать результат сдачи экзамена и мгновенно принимать решение о выдаче сертификата.
Заключение
Системы прокторинга позволяют осуществлять мониторинг поведения людей в процессе тестирования, контролировать соблюдение правил и убеждаться в том, что продемонстрированные результаты заслуживают доверия, комментирует руководитель направления по работе с системой образования компании Softline Сергей Терлецкий. Наибольшее распространение технология получила в онлайн-обучении, так как она дает возможность дистанционно наблюдать за поведением множества испытуемых одновременно и пресекать попытки нечестного прохождения экзамена.
Веб-камера фиксирует сидящего перед монитором человека и сравнивает его с имеющейся в базе фотографией, после чего с помощью биометрических технологий начинает анализировать его действия: направление взгляда, выражение лица, даже движения вокруг. Кроме того, система проверяет количество и содержание открытых в браузере вкладок и ряд других параметров.
В том случае, если обнаружено отклонение от заданной модели поведения, преподавателю-проктору, наблюдающему за ходом экзамена, поступает сигнал, после чего он делает нарушителю замечание. Как правило, этого оказывается достаточно – практика показывает, что люди редко пытаются обмануть дважды. Такие решения могут быть актуальны и для очного формата обучения.
Проанализировав поведение учеников во время урока, преподаватель может скорректировать форму подачи материала и сделать подход к обучению более индивидуальным, например, давать практические задания по одной и той же теме в разных формах для лучшего усвоения информации.