Экологическая ситуация в России и в мире вынуждает страны стимулировать переход населения на транспорт, не загрязняющий окружающую среду.
Наиболее оптимальным вариантом в подобной ситуации оказываются электромобили. Многие государства (преимущественно развитые) не взимают транспортных пошлин на их ввоз, тем самым существенно удешевляя электрокары для конечного потребителя. К сожалению, в России не все так радужно, уплата таможенных пошлин за электромобиль обязательна.
Позиция законодательных органов в отношении пошлин на электромобили
Мнение официальных российских властей в отношении борьбы с вредными выбросами автомобилей совпадает с мнением зарубежных коллег. В 2014 году при желании любой человек мог ввести электрокар на территорию страны по нулевой ставке. Однако льготный период на беспошлинный ввоз действовал лишь до 1 сентября 2017 года. Теперь же автовладельцы вынуждены оплачивать растаможку электрокаров в полном объеме. Подобная ситуация сложилась в связи с тем, что установленный в 2014 году льготный период на импорт электромобилей истек, а своевременного предписания его продления вынесено не было. Поэтому ставки на ввоз вернулись к значениям, действующим ранее.
Дальнейшее обнуление сборов находится лишь на стадии обсуждения. Мнения экспертов сходятся в том, что рано или поздно соглашение будет достигнуто, т.к. стимулирование продаж электрокаров не способно навредить местным автопроизводителям и в целом на российском авторынке мало отразиться.
Перечень расходов на растаможку электромобиля в России
Каждый желающий еще на стадии подготовки к приобретению авто может самостоятельно рассчитать, во сколько обойдется растаможка электромобиля в России в 2018 году. Итоговая сумма будет складываться из нескольких компонентов:
- налоговые сборы в виде НДС и ЕСН;
- акциз;
- импортная пошлина;
- оформление таможенного сопровождения;
- сбор за утилизацию.
Подсчитав величину каждого сбора, найти финальную сумму затрат не составит труда.
Налоговые сборы
Ввозимое транспортное средство с экологически чистым двигателем облагается одним из двух налогов: ЕСН или НДС. Принципиальное отличие между ними состоит в том, что при взимании НДС обязательна дополнительная уплата акцизного сбора. Если оплата за ввоз электромобиля в Россию осуществляется по Единой ставке налога (ЕСН), то уплата акцизного сбора не предусмотрена. На выбор сбора и размер ставки влияют:
- цена автомобиля;
- юридический статус владельца (физическое или юридическое лицо);
- возраст электрокара.
Если владельцем транспортного средства (не старше 3 лет) является физическое лицо и цена не превышает 8500 евро, то налогообложение (транспортный налог) ведется по ЕСН со ставкой 54%. Если автомобиль дороже указанной суммы, то уплата налога обойдется в 48% от декларированной стоимости электрокара. Если же осуществляется ввоз средства, эксплуатировавшегося более 3 лет или ввоз авто осуществляет юридическое лицо, то уплачивается НДС в размере 18% (ст. 164 НК РФ Налоговые ставки).
Акциз
Величина акциза напрямую зависит от мощности электрокара. Российским налоговым законодательством установлены следующие соотношения:
- до 90 л.с. платеж составит 0 рублей;
- от 90 до 150 л.с. уплачивается акциз 37 рублей за каждую л.с.;
- более 150 л.с. акцизный сбор составляет 365 рублей за каждую л.с.
Таким образом, чем мощнее электромобиль, тем дороже обойдется его растаможка в России в 2018 году. Поэтому следует перед покупкой разобраться в плюсах и минусах электромобилей.
Импортная пошлина
Если до 1 сентября 2017 года электрокары не облагались таможенными сборами, то в 2018 году величина пошлины на электромобили в России составляет 17%. В ситуации, когда электромобиль является грузовиком высокой емкости, за его растаможку придется заплатить скорректированный размер сбора 15%.
Оформление таможенного сопровождения
Величина платежа прогрессирует в зависимости от стоимости ввозимого на территорию страны электрокара. Налоговым кодексом установлена шкала:
- если стоимость электромобиля до 200 тыс. рублей цена оформления составляет 500 рублей;
- до 450 тыс. рублей – 1000;
- до 1200 тыс. рублей – 2000;
- до 2500 – 5500 рублей;
- до 5000 – 7500 рублей;
- до 10000 – 20000 рублей;
- до 30000 – 50000 рублей;
- свыше 30 млн. рублей – 100000 рублей за таможенное оформление.
Сбор за утилизацию
Законодательством России в 2018 году помимо пошлины на электромобили обязательна уплата сбора за будущую утилизацию. На его величину влияет возраст авто и то, кем является его владелец (юридическим или физическим лицом). За основу расчета взноса берется сумма 20000 рублей, которая корректируется на величину установленных коэффициентов:
- физические лица платят за новое транспортное средство по коэффициенту 0,1, а за б/у (старше 3 лет) по 0,15;
- юридические лица оплачивают сбор с коэффициентом 0,86 при условии ввоза нового авто и 5,3, если оно старше 3 лет.
Таким образом, оплата всех платежей на ввоз электромобилей, в. т.ч. пошлины обойдется значительно дороже юридическим лицам.
Алгоритм прохождения таможенного контроля при ввозе электромобиля в Россию
По действующему законодательству процесс растаможки электромобиля в России имеет определенную последовательность. Право на пересечение государственной границы имеет лишь то, транспортное средство, за которое был предварительно внесен залог. Уже находясь на территории страны, авто регистрируется, в отношении производятся все сопутствующие оплаты и он ставится на учет в ГИБДД. Если сил и желания заниматься растаможкой нет, то обратите внимание на электромобили российского производства.
Этап залогового обеспечения
Чтобы электрокар смог пересечь территорию страны, на депозит таможенной службы вносится задаток. В дополнение к этому потребуется ряд свидетельств:
- удостоверение личности (российское и загранпаспорт);
- оригинал и ксерокопия ПТС;
- нотариальная доверенность, если средства вносятся не фактическим владельцем машины;
- заявка с указанием места и времени планируемого пересечения границы.
По факту получения денег выдается расписка, свидетельствующая об этом. Ее необходимо позже предъявить на контрольном пункте.
Переезд через границу и регистрация
Для пересечения границы потребуется пакет документов:
- удостоверение личности (при необходимости с распиской);
- ПТС;
- сертификат, подтверждающий наличие гарантии;
- расписка о получении залога.
Если документы в порядке, водителю выдается пропуск, а электрокару номер для последующей регистрации. На стадии регистрации автомобиль получает уникальный код. Владелец обязан указать сведения о цене электромобиля и дате его выпуска. На основе представленных данных производится расчет предстоящих таможенных платежей.
Растаможка и оплата обязательных взносов за электромобиль
До момента погашения всех сопутствующих платежей электрокар отправляется в хранилище. При этом лицу, сопровождающему авто, выдается свидетельство о помещении транспортного средства на временное хранение в таможенном складе.
Регистрация в ГИБДД
После оплаты владельцу возвращается машина и выдается квитанция, подтверждающая факт уплаты всех сборов. После этого авто вправе переместиться в любую точку страны для постановки на учет. Для внутренней регистрации потребуется квитанция об оплате и паспорт электромобиля.
Таковы тонкости процедуры растаможки электромобиля в РФ на 2018 год.
Интересные факты о таможенных сборах на электрокары
- При расчёте акцизного сбора следует учесть определенную специфику расчета. К примеру, приобретая авто мощностью в 100 л.с. фактически оплатить придется лишь 10 «лошадей», т.к. мощность до 90 л.с. включительно акцизными сборами не облагается.
- В отношении автомобилей с гибридными двигателями действует иной механизм начисления таможенных платежей.
- На территории РФ осуществляется сборка электромобилей нескольких марок (BYD E6, BMW i3, Mitsubishi i-Miev, Nissan Leaf, некоторые из них входят в ТОП электромобилей).