В 2016 году вступило в силу Парижское соглашение, принятое в соответствии с Рамочной конвенцией ООН по изменению климата. Несмотря на то, что Россия присоединилась к конвенции в 2019 году, климатическая повестка в стране начала активно развиваться только в 2020 году. В настоящий момент законопроект «Об ограничении выбросов парниковых газов» внесен на рассмотрение в Госдуму.
Тем не менее такое положение дел не мешает многим крупным компаниям включать цели по сокращению углеродного следа в свои стратегии устойчивого развития.
Уменьшение углеродного следа уже стало неотъемлемой практикой в промышленности, в частности, в энергетическом и транспортном секторах. Сегодня к ним также присоединяются многие крупные компании из других индустрий, в том числе ритейлеры, образующие большой объем парниковых газов в результате логистических операций и продажи товаров. Именно на этих областях стоит сконцентрироваться ритейлерам в поисках возможностей уменьшить углеродный след, уверена Кристина Захарчева, менеджер проектов по социально-экологической ответственности компании «Леруа Мерлен». «Подход к сокращению выбросов парниковых газов, — комментирует Кристина, — должен включать три направления: оптимизацию потребления ресурсов, переход на низкоуглеродные технологии и развитие компенсационных проектов».
Оптимизация потребления ресурсов и переход на низкоуглеродные технологии
Оптимизация ресурсов в деятельности «Леруа Мерлен» представлена двумя ключевыми направлениями, по которым осуществляется операционный контроль, — это потребление энергоресурсов зданиями и логистические операции.
Компания построила два новых распределительных центра по стандарту «зеленого» строительства BREEAM, цель которого в снижении воздействия на окружающую среду непосредственно в процессе строительства и эксплуатации. Кроме того, все освещение в магазинах переведено на энергосберегающие LED-технологии. Также компания осуществляет планомерный перевод дизельных котельных в магазинах на природный газ, что позволяет сократить выбросы магазина (уровни 1 и 2 в соответствии с Киотским протоколом) на 40%.
Ритейлер стремится оптимизировать свои логистические операции, увеличивая уровень загрузки транспорта, развивая железнодорожные перевозки и переводя грузовые автомобили на газомоторное топливо. Уровень выбросов парниковых газов при эксплуатации автомобилей на этом топливе до 30% ниже в сравнении с дизельным топливом.
Использование железнодорожного транспорта — один из важных приоритетов для «Леруа Мерлен». В то же время автомобильным перевозкам пока нет альтернативы в организации доставки на так называемой последней миле — по адресам клиентов в населенных пунктах.
Тем не менее, опираясь на инициативы сотрудников разных уровней, компания находит возможности для снижения углеродного следа и в этой области. Еще в начале прошлого года был запущен проект «Управляемый флот», оптимизирующий логистику в Московском регионе, на который приходится до 30% от общего объема доставок. В рамках проекта в регионе начали курсировать 19 грузовых автомобилей на газомоторном топливе, которые обслуживают около 48% от всех отгрузок в Москве и Подмосковье. В дальнейшем, с обновлением автопарка, количество транспорта, работающего на газе, будет увеличено.
Проекты по компенсации выбросов
Одна из целей «Леруа Мерлен» — продвижение ответственной добычи и использования древесины для производства товаров. С этой целью компания поддерживает сертификацию товаров по стандарту FSC (Лесного попечительского совета).
Восстановление лесов в «Леруа Мерлен» расценивают как один из наиболее эффективных способов борьбы с последствиями изменения климата. Деревья поглощают парниковые газы, оказывают стабилизирующее воздействие на климат, регулируют температуру и водный баланс.
В 2018 году компания запустила пилотный проект по восстановлению лесов с учетом компенсации углеродного следа от строительства новых площадей за предыдущий период. В период с 2018 по 2020 год в рамках программы зеленые насаждения восстановлены на площади 220 га. Посадки по программе включают уход за деревьями и остаются под контролем местных лесничеств до перехода в лесопокрытую площадь. Этот период занимает от 5 до 10 лет.
При поддержке «Леруа Мерлен» был создан питомник саженцев лесных деревьев в Суздальском районе Владимирской области на территории 1 га. В питомнике выращивают саженцы дуба, клена остролистного, клена татарского, ясеня и вяза.
Привлечение внимания к проблеме изменения климата
Работа с ответственным отношением к ресурсам и климатическим проблемам не ограничивается использованием древесины из ответственных источников (FSC) и лесовосстановлением. Важную часть процесса составляет продвижение и вовлечение людей в тему ответственного отношения к ресурсам. Эту задачу в компании решают в рамках проекта «Лесомания».
По инициативе «Леруа Мерлен» ежегодно проводится Всероссийский экологический урок «Лесомания». О важности лесов и их влиянии на климат, о проблеме их исчезновения учителя рассказывают школьникам на основе интересных интерактивных материалов, адаптированных для детей разного возраста.
В фокусе остается также работа с вовлечением и обучением сотрудников. Так, например, для привлечения внимания к теме изменения климата был создан онлайн-калькулятор, определяющий личный углеродный след. В игровом формате сотрудники получают не только новые знания, но и конкретные рекомендации для снижения своего воздействия на окружающую среду.