Перспективы развития каршеринга как бизнеса в России

— Обновлено:
Перспективы развития каршеринга как бизнеса в России
Перспективы каршеринга
Поделиться

Какие города уже открыли для себя данный способ использования и аренды авто, каковы плюсы и минусы данного способа аренды автомобилей?

Расскажет Михаил Якимов, доктор технических наук, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта.

Перспективы каршеринга в России

Именно в России очень хорошие перспективы развития системы каршеринг. В первую очередь, из-за особенности России в плане развития телекоммуникационных систем: систем связи, систем обработки информации. Количество сотовых телефонов, различных устройств передачи информации на одного жителя в России продолжает расти гораздо более уверенными темпами, чем в других странах.

Именно система каршеринг, как система краткосрочной аренды автомобиля, должна максимально полно использовать эти особенности жизни и менталитета российских граждан, потому что каршеринг, в отличие от обычной аренды автомобиля, активно использует системы автоматизированного получения и сдачи автомобиля, то есть водителю не нужно прямое общение с представителем компании, которая дает ему в аренду автомобиль. Надо понимать, что в отсутствие у человека смартфона или подобного устройства он не сможет воспользоваться системой каршеринг.

Развитие каршеринга как бизнеса

Что касается использования системы каршеринг в таких городах, как Москва, то эксплуатация для реализации своих транспортных корреспонденций автомобиля, взятого в краткосрочную аренду по системе каршеринг, стоит дешевле, чем, например, использование автомобиля такси с водителем. И это понятно, поскольку происходит некоторая экономия на зарплате водителя.

Для того, чтобы компании, которые предоставляют подвижной состав для системы каршеринг, пришли в тот или иной город или регион, скорее всего, собственнику транспортной инфраструктуры нужно договориться с такой компанией или с агрегатором по условиям взаимовыгодного сотрудничества.

Например, в городе Москве такие договоренности выполнены вокруг предоставления мест для парковки и, соответственно, оплаты этой парковки, используемой под автомобили системы каршеринг. Это определенный вид оптовой закупки парковочных мест, когда компания закупает у Правительства Москвы или администрации городов платное парковочное пространство для использования автомобилей.

Это является интересным и с точки зрения пополнения городского бюджета, и с точки зрения повышения эффективности использования элементов улично-дорожной сети. Следует рекомендовать всем крупным городам, которые хотят, чтобы у них развивались системы каршеринг, разработать систему возможных преференций для компаний, имеющих подвижной состав, например, по оплате парковочного пространства, а может быть использования каких-либо других ресурсов, связанных с использованием транспортной инфраструктуры.

Это одновременно было бы интересно и компаниям, и гражданам, пользующимся услугами системы каршеринг. Например, в Москве большинство пользователей используют автомобили в краткосрочную аренду по системе каршеринг именно по причине экономии на платных парковках, которые уже включены в стоимость краткосрочной аренды автомобиля.

Сколько стоит каршеринг в Москве, Санкт-Петербурге и других городах

В Москве представлено 5 каршеринговых компаний:

  • BelkaCar;
  • Делимобиль;
  • Anytime;
  • YouDrive;
  • CAR5;
  • Rentmee.
  • Скоро заработают Carenda, EasyRide, Car4You и Carlion.

Средняя стоимость — 8 рублей в минуту. По статистике в день осуществляется более 7 тысяч поездок.

В Санкт-Петербурге работают 3 компании: Делимобиль, colesa.com, YouDrive. Еще 2 компании работают в Краснодарском крае.

Всего, за 2 года по стране в целом, услугами каршеринга воспользовались 2,5 млн раз. Общее количество машин — 4 тысячи.

Будущее каршеринга в России — Мнение эксперта

Александр Левин, исполнительный директор Фонда поддержки внешнеэкономической деятельности Московской области

На мой взгляд, каршеринг удобен прежде всего тем, кому нужно передвигаться по городу в течение дня, при этом по разным причинам данная категория автоводителей не готовы пользоваться личным транспортом. То есть, это фактически альтернатива услугам такси.

Впрочем, выйти за пределы крупных городов и региональных центров в ближайшее время каршерингу будет довольно сложно. Значительные расстояния между населенными пунктами в регионах делают перспективу подобных сервисов туманной. Дело в том, что, с одной стороны, возникает проблема качества дорог, а, с другой, сами люди зачастую предпочитают все же владеть собственным транспортом, нежели арендовать его.