Нефтяная эпоха завершается — о чем говорят 4 общемировых тренда

174
Нефтяная эпоха завершается — о чем говорят 4 общемировых тренда
Фото: ridus.ru
Редакция
Команда редакторов Promdevelop

4 общемировых тренда, которые говорят о том, что нефтяная эпоха завершается.

Запасов нефти человечеству хватит еще на 100 лет. Тем не менее, уже сейчас наметились общемировые тенденции, которые говорят о том, что нефтяная эпоха завершается. Электрокары постепенно вытесняют бензиновые автомобили, и топливная индустрия серьезно сократится если не в ближайшие годы, то уже через 5-10 лет. Михаил Колесников, основатель Benza-Пензаспецавтомаш, производителя автоматизированных мини-АЗС и колонок, рассказывает, какие процессы в мире приведут к тому, что нефтяная эпоха закончится, возможно, быстрее, чем мы думаем.

Развитие электрокаров и снижение потребления нефтепродуктов

Компания Shell давно занимается прогнозированием в энергетической отрасли. В «Энергетических сценариях до 2050 года» Shell обозначили, что потребление нефти должно упасть к этому времени на 25%. Потребление угля при этом в ближайшие 20-30 лет вырастет на 30-40%. Такое развитие событий кажется невероятным, но уголь пока остается единственным вариантом, за счет которого можно увеличить производство электроэнергии, которая в будущем понадобится для заправки автотранспорта. Мировое потребление нефтепродуктов за это время может сократиться в разы.

Ожидается, что потребление нефтепродуктов будет снижаться из-за перехода автотранспорта топлива на электричество. Эта тенденция проявилась в течение последних 3-4 лет, причем этот тренд развивается, и разворота в обратную сторону не предвидится. Он несет много плюсов для потребителей, экологии и в целом для мира. Многие автоконцерны заявили о выводе на рынок последних бензиновых или топливных транспортных средств в 2025-2030 году.

На рынке нефтепродуктов в первую очередь пострадает сегмент бензина легких марок: АИ-92, АИ-95 – это самое распространенное топливо для автомобилей. Потребление бензина будет расти в ближайший год-два, но в перспективе 3-5 лет начнет резко падать и в итоге фактически снизится до нуля.

Производство мазута, который используют как топливо танкеров, ожидает рост, однако, он будет замедляться, так как танкеры переходят на газомоторное топливо. Потребление авиационного топлива останется на том же уровне – переход самолетов на электрическое топливо – пока из области фантастики.

Как появилась нефть — все теории происхождения нефти на сегодня
Как появилась нефть — все теории происхождения нефти на сегодня
2.7K

Останется и будет расти дизельное топливо, потому что грузовой транспорт на электрическую тягу будет переводиться последним. Транспорт на удаленных объектах и на территориях с низкими температурами, возможно, так и останется моторном топливе, так как там электричество использовать будет не так выгодно, как дизель.

Еще одно производное нефтепродуктов – битум, который потребляется в дорожной отрасли для производства асфальтобетонного покрытия. Его производство вряд ли сократится.

Снижение рентабельности топливной отрасли

Маржа розничной торговли топливом в России серьезно упала за последние 4-5 лет, и вряд ли ее ждет восстановление. Государство регулирует розничную цену на бензин, не давая ей серьезно вырасти, в то же время оптовая цена растет более высокими темпами, и ее власти не особо сдерживают. В таких условиях АЗС не получают достаточно рентабельности для того чтобы существовать, развиваться и строить новую инфраструктуру заправки.

Как производители топливораздаточного оборудования, наша компания также ощущает колебания маржи у нефтяников — скачки спроса на нашем рынке зависят от того, есть ли у владельцев АЗС средства на развитие.

В ближайшие 1-2 года будут построены последние традиционные комплексы. В дальнейшем расширения топливозаправочной инфраструктуры не будет, так как и инвесторы, и игроки рынка больше не видят смысла развивать бизнес при такой низкой рентабельности. Так что бензиновые АЗС постепенно будут умирать и заменяться электрическими заправками.

В течение последних пяти лет на рынке уже не наблюдается заметного роста. По данным Росстата, количество заправочный станций в России на конец 2020 года составило 30,1 тыс., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 300. До этого число АЗС в России оставалось почти неизменным с 2016 года.

АЗС будут модернизировать и сокращать. Например, вместо тех строений, к которым мы привыкли, будут устанавливать более компактные контейнерные заправки, которые будут снабжать топливом уменьшающийся парк бензинового автотранспорта.

В местах, которые не производят достаточно своего бензина – в странах Европы, Индии, Китае а так же США – замена бензиновой заправочной инфраструктуры на электрическую будет происходить еще быстрее. Им выгоднее пользоваться электричеством, чем продолжать покупать бензин.

Сургутнефтегаз — самая прибыльная нефтяная компания в мире
Сургутнефтегаз — самая прибыльная нефтяная компания в мире
81

Впрочем, России из-за климатических факторов и удаленности многих населенных пунктов не так просто перейти на электрическую заправку. Некоторые села снабжаются электричеством от генераторов, автономных источников, а не от стабильных сетей. Да и использовать существующую бензиновую заправочную инфраструктуру еще в течение нескольких лет будет выгоднее, чем строить новые электрозаправки. По тем же причинам в нефтедобывающих странах переход на электрический автотранспорт будет идти медленнее, если только государства не будут прилагать специальные усилия к тому, чтобы его ускорить.

Развитие альтернативной энергетики

С переходом на электротранспорт во всем мире возрастет потребность в выработке электроэнергии. Казалось бы, альтернативная энергетика должна развиваться. Однако, ветер или гидростанции не смогут покрыть потребности в электричестве – их потребовалось бы слишком много, а возможности по строительству этой инфраструктуры тоже ограничены. Это подтверждают и расчеты Shell о том, что потребление угля увеличится почти в два раза в течение ближайших 20 лет.

Возможно, появятся новые технологии, виды энергии, которые могут поставлять электричество, дадут новый толчок развитию альтернативной энергетики. Перспективы у нее есть, но доминировать она не будет. Общее потребление электроэнергии будет расти, но его будут обеспечивать теми способами, которые уже сейчас можно быстро масштабировать.

Углеродный налог

В июле 2021 года в Европе ввели «углеродный налог», который будут с 2023 года платить импортеры продукции с высоким углеродным следом: железо, сталь, алюминий, цемент, азотные удобрения и электроэнергия. Эти производства больше всего способствует выбросу парниковых газов, которые приводят к потеплению климата на планете. По расчетам РБК, российским импортерам неэкологичных товаров придется платить за ввоз продукции около 1,1 млрд евро в год. В будущем налог планируют распространить и на нефть и нефтепродукты, что тоже не замедлит сказаться на отрасли.

Сколько нефти осталось в России
Сколько нефти осталось в России
262

В мире уже сегодня происходят глобальные перемены, и они не остановятся. Нефтяная эпоха заканчивается, но продолжается трансформация технологий, связанных с транспортом, которые будут востребованы в будущем.

2
Содержание Поделиться