Особенности научно-исследовательской работы

Обновлено:
Время чтения: 6 мин
Особенности научно-исследовательской работы
Фото: psyche.co
Поделиться

Рекомендации по написанию научно-исследовательской работы будут полезны студентам и молодым ученым, потому как охватывают все ее этапы на пути профессионального образования.

Некоторые из рекомендаций касаются исключительно машиностроения. Поэтому к ним следует отнестись осторожно и переносить на другие темы с учетом специфики специальности.

Рекомендации при написании научной работы

Знакомство с научным руководителем

Работа с научным руководителем начинается, как правило, с решения некоторых задач и ознакомления с несколькими статьями. После этого необходимо определиться с проблемой, которой будет посвящена вся работа вплоть до выпускного проекта.

В начале работы с руководителем лучше много спрашивать, чем молчать.

К поставленной от руководителя задаче необходимо отнестись очень ответственно. Возможно, ваше задание – это часть большого исследования, которое проводит ученый. Подвести его ни в коем случае нельзя.

Не ожидайте, что результаты придут уже после первых недель работы. Исследования могут длиться месяцами. Отдельные проблемы вы с научруком будете обсуждать неоднократно. Только при таком подходе может появиться хороший результат.

Будьте готовы к тому, что руководитель не в срок проверит ваши наработки. Кроме вас у него, наверняка, есть еще дела. Это время можно потратить с пользой. Составьте себе базу полезных ссылок по вашей теме, фундаментальных работ и наиболее авторитетных ученых, которые занимаются такой же темой или схожей. В самостоятельной работе не бойтесь ошибиться. На первом этапе главное стремление.

Итак, здесь важно:

  • вникнуть в тему;
  • ответственно относиться к заданиям научного руководителя;
  • усиленно заниматься самообразованием.

Старт в работе

В начале научного пути необходимо показать руководителю, что вы действительно этого хотите и вам интересно. Поэтому нужно быть инициатором идей. Определитесь со списком проблем. Постарайтесь дать на них по нескольку ответов. После обговорите каждый вариант с научным руководителем. Начните каждый из них постепенно решать. Результаты снова покажите руководителю.

В процессе работы вы увидите в каждой проблеме слабые места. Постарайтесь их заменить. Следите за улучшением концепции. Возможно, со временем ваше первоначальное решение полностью изменится. Однако пусть вас это не пугает. Этим вы покажите, что двигаетесь вперед.

Не путайтесь в терминологии

Если в будущем вы видите себя «светилом науки», то на такие термины, как «тема», «предмет исследования», «задачи», «критерии» вы не обращаете внимания. Все понятно и так. Однако не следует быть так уверенным в себе. Лучше перепроверить каждое значение, чтобы точно знать, что делать в том или ином случае. Существует опасность, что малейшая оплошность изначально поведет вас по неправильному пути.

Тема – направление исследований. В процессе работы она может быть изменена. Все зависит от основных результатов, которых вы достигните в своих исследованиях.

Задачи имеют свои ДНК (дано, найти, критерии при решении). Изначально сложных задач вам не дадут. Если вам покажется, что чего-то не хватает (например, критериев качества решения), то руководитель, скорее всего, намерен вас проверить: вашу самостоятельность и способность выходить из сложных ситуаций.

Внимательно относитесь к своим наработкам. Ничего не выбрасывайте и не забывайте. Собирайте материал, накапливайте данные. Если есть возможность, делитесь ими в научном сообществе. Например, ресурс MachineLearning.ru предоставляет отличную возможность вовлекать в свою проблему коллег и ученых. Не исключено, что именно там, где вы не ожидаете, будет найдено верное решение.

Правильное чтение литературы

На протяжении всей исследовательской работы вам придется перевернуть горы литературы. Чтобы время не было потрачено зря сразу после прочтения книги, статьи или отчета напишите по ним реферат. После вам не придется долго вспоминать, где вы видели это решение и делать работу заново.

В реферате проведите критический анализ материала. Выделите его слабые и сильные стороны. Можно разместить свой реферат в интернете в общем доступе. В этом случае посоветуйтесь с научным руководителем относительно корректности всех ваших замечаний. Не исключено, что вы что-то не так поняли.

Избавьтесь от иллюзий, что, прочитав одну книгу или статью, вам уже все понятно. В мире существует масса работ, авторы которых к одной и той же проблеме подходят с разных сторон. Но не забивайте свою голову потоком информации. Важно понимать и осознавать то, что вы прочитали.

В помощь — вычислительный эксперимент

Эксперимент – отличный способ проверить на деле теорию. Во многих задачах именно с эксперимента стоит начать. Если вы уверены в своей гипотезе, попробуйте доказать сначала ее экспериментальным путем. Подумайте, как можно визуализировать наиболее значимые результаты, чтобы доказать вашу точку зрения.

Начните его с конца, с последней фразы, которой вы бы его описали. Не забывайте, что не все эксперименты могут быть успешны. Умение определять результат опыта на начальном этапе у вас появится со временем.

При вычислительном эксперименте используйте как можно больше ресурсов — C++, Matlab, Python, R. После проделанной работы осмыслите результаты.

Задайте себе больше вопросов: Что дал хорошего, что плохого данный опыт? Все ли случаи проверены? Как пройдет эксперимент в пограничных условиях?

Обязательно визуализируйте проведенный эксперимент в форме графика. Подпишите все обозначения и условия, при которых проводилась работа.

Не останавливайтесь на достигнутом. Не думайте, что проведенный в студенческие годы эксперимент может стать лучшим в вашей научной карьере.

Экспериментируйте дальше. Десятки опытов укажут вам самый верный путь.

Пока вы помните детали своего эксперимента задокументируйте свой код. Вам это придется сделать позже. Однако потом вы потратите на это больше времени. Запишите выводы к каждому графику, который у вас получился в итоге.

Отчетность прежде всего

В течение семестра следует сообщать о своей работе научному руководителю. В таком отчете нужно указать:

  • что удалось прочесть;
  • что сделано по работе;
  • какие результаты были достигнуты;
  • какие возникли проблемы и возможные пути их решения.

Семестровые отчеты на кафедре – это результат вашей работы на протяжении нескольких месяцев. Именно результат, а не просто гипотезы. В них вы должны указать, сколько материала проработали, какие эксперименты провели, к каким выводам пришли. Если следовать данной структуре и делать отчеты в форме научных статей, то они со временем перерастут в вашу дипломную работу.

В первом семестровом отчете достаточно указать несколько положений:

  • постановку задач;
  • рефераты прочитанных материалов;
  • проведенные эксперименты.

Участие в конференциях

Важно представлять свои научные изыскания в научном сообществе. Приучите себя еще студентом участвовать в конференциях и доказывать свою правоту в экстремальных условиях.Планировать участие в конференциях следует заранее.

Некоторые студенческие конференции:

  • Ежегодная научная конференция МФТИ (проведение — ноябрь, подача заявки – сентябрь).
  • Ежегодная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (проведение — апрель, подача документов — февраль).
  • Конференция ММРО (по нечётным годам, проведение — ноябрь, подача документов — май).
  • Конференция ИОИ в Крыму (по чётным годам, проведение — июнь, подача документов — март).
  • Конференция РОАИ (по чётным годам, проведение сентябрь, подача документов — июль).
  • Конференция АИСТ (ежегодная).
Рейтинг статьи
0,0
Оценок: 0
Оцените эту статью
Редакторский коллектив
Напишите, пожалуйста, свое мнение по этой теме:
avatar
  Подписаться  
Уведомить о
Содержание Оценить Комментарии
Поделиться