Крымский мост относится к числу сооружений, находящихся на этапе строительства.
- Происхождение названия
- Назначение Керченского моста
- Техническое и географическое обоснование строительства сооружения
- Конструкция сооружения и ее технические характеристики
- Этапы и технологии создания сооружения
- Кто участвует в строительстве
- Состояние строительства на январь 2018 года
- Перспективы использования и экономическая эффективность проекта
- Влияние моста на окружающую среду
- Сроки завершения строительства и ввода в эксплуатацию
Данный переход прокладывается через Керченский пролив. После завершения всех этапов строительства мост соединит Таманский полуостров с Керченским через песчаный остров Тузлу и одноименную косу.
Происхождение названия
Свое название сооружение получило по итогам проведенного голосования среди жителей России и полуострова Крым. Порядка 64% голосов было отдано за присвоение новому мосту названия «Крымский». На втором месте идет название «Керченский», а на третьем — «Мост воссоединения». Голосование началось в середине ноября 2017 года и завершилось в декабре того же года.
Назначение Керченского моста
Керченский мост начал возводиться по причине возникновения угрозы прекращения сообщения между Россией и присоединенным к ней 18 марта 2014 года полуостровом Крым через украинскую территорию. Главное предназначение перехода — соединение континентальной части России с Крымским полуостровом посредством автомагистрали и железной дороги.
Техническое и географическое обоснование строительства сооружения
С экономической точки зрения проект считается оптимальным по двум причинам:
- Существующее торможение развития грузового порта Кавказ по причине работы пассажирской паромной переправы в Керчи. Строительство моста позволит уменьшить перегруз порта Кавказ, что значительно увеличит его рентабельность.
- Возможность создания удобных транспортных развязок не только для города Керчь, но и двух морских портов (Тамань и Кавказ).
Географическое обоснование реализации проекта связано с тремя факторами:
- Строительство перехода ведется на максимальном удалении от мест нахождения грязевых вулканов, что подтверждается многолетними исследованиями местности.
- Выбор в пользу прохождения моста через остров Тузлу связан с особенностями другого рассматриваемого при его проектировании места — косы Чушка. Последний вариант был отвергнут по причине значительно больших затрат, которые ушли бы на реализацию проекта, а также из-за протяженности участка косы.
- Ледовое поле, возникающие у Тузлы, не представляет угрозу конструкции моста. В этом участке оно разреженное. У Чушки ледовое поле часто формирует заторы.
В Керченском проливе имеются сейсмоопасные зоны, способные спровоцировать землетрясения в 9 баллов. Мост рассчитан на то, чтобы выдерживать землетрясения в 9,1 балла.
Конструкция сооружения и ее технические характеристики
Фундамент моста выполнен из металлических свай трубчатой формы. Во избежание появления коррозии они покрыты специальными составами в виде эпоксидных смол и хромирования.
Мост начинается на полуострове Тамань, проходит по косе Тузла, а также по одноименному острову, пролегает через Керченский пролив, после чего выходит к Керчи. Общая длина Керченского моста составляет 19 км.
Для сооружения характерны следующие технические характеристики:
- протяженность железнодорожного моста составит 18 118 м;
- длина автомобильного перехода будет 16 857 м;
- максимальная высота пролетов сооружения — 64,2 м;
- длина и высота двух арок в районе Керчь-Еникальского канала 227 и 35 м соответственно;
- подмостовый судоходный габарит моста составит 35 м в высоту и 185 м в ширину.
Дорожный мост будет иметь характеристики:
- количество полос — 4;
- максимальная скорость передвижения по трассе — 120 км/ч;
- пропускная способность автотрассы — более 38 тысяч машин в сутки.
Для железнодорожного моста предусмотрены следующие характеристики:
- строительная длина Крымского моста через Керченский пролив по железнодорожной оси — 19 км;
- количество путей — 2;
- максимальная скорость для пассажирских поездов — 120 км/ч, грузовых — 80 (интересно: Вакуумный поезд Hyperloop);
- пропускная способность — более 45 пар в сутки.
Крымский мост после ввода его в эксплуатацию станет самым длинным мостом в России.
Этапы и технологии создания сооружения
На данный момент процесс проектирования перехода и его строительства охватывает временной промежуток в 4 года. Строительство Керченского моста прошло следующие этапы:
- Февраль 2014 — Изучается местность в районе будущего моста на наличие боеприпасов и захоронений.
- Апрель 2014 — на базе «Автодора» создается Экспертный совет по строительству перехода;
- Июнь 2014 — принято решение о создании сооружения в створе Тузлинской косы.
- Август 2014 — выбор «Росавтодора» в качестве заказчика строительства перехода.
- Весна 2015 — проведение геодезических, кадастровых работ. Дополнительно проходит разминирование близлежащих территорий. Также ведутся археологические раскопки.
- Июль 2015 — Главгосэкспертиза утверждает проектный план подходов к сооружению, создается 50-километровая технологическая дорога для подвоза строительных материалов.
- Август 2015 — Проводится экологический мониторинг. На обоих берегах создаются мобильные узлы из асфальтобетона, в Керченском проливе формируются 3 рабочих моста. Проводятся испытания грунта.
- Осень 2015 — Официальный старт создания автомобильного подхода к сооружению с территории Тамани. Возводятся шумозащитные экраны. Проводятся первые испытания моста между Тузлой и косой с применением тяжелой техники. В проливе устанавливается навигационное оборудование.
- Декабрь 2015 — Укрепление склонов со стороны Керчи.
- Март 2016 — Начало формирования свайных мостовых фундаментов в сухопутной части.
- Апрель 2016 — Возведение первой опоры на острове Тузла, предназначенной для автотрассы.
- Май 2016 — Погружение свыше тысячи свай по всему периметру строительства.
- Лето 2016 — Начало возведения судоходной части, монтаж мостовых пролетов, начало сооружения опор в акватории, старт сборки судоходных арок.
- Осень 2016 — Завершение свайных работ. Создана первая опора в акватории и первый фрагмент плиты для проезжей части.
- Декабрь 2016 — Установлено порядка 200 мостовых опор.
- Зима 2017 — Начало сборки сводов арок, создание морских пролетов и старт строительства автоподхода к мосту.
- Весна 2017 — Начало бетонирования фарватерной мостовой опоры.
- Лето 2017 — Завершение сборки железнодорожной и автодорожной арок. Начало укладки первого асфальта (см. Оценка эффективности инновационных проектов в железнодорожном транспорте).
- Осень 2017 — Поднятие автодорожной арки на проектную высоту и окончание морской операции по ее установке. Соединение Тузлы и одноименной косы мостовыми пролетами.
- Декабрь 2017 — Завершение установки всех опор и пролетов под автомобильную дорогу.
Мост также защищается от возможных террористических атак. Для этого используются противодиверсионные катера и защитные палы против возможных таранов сооружения. Дополнительно перед мостом формируется заграждение, а также создается зона закрытого доступа с ПВО.
Кто участвует в строительстве
Заказчиком строительства моста был назначен «Росавтодор». В качестве подрядчика в 2015 году было назначено ООО «Стройгазмонтаж», подписавшее контракт с ФКУ Упрдор «Тамань». Разработчиком проектной документации по сооружению является ЗАО «Гипростроймост — Санкт-Петербург».
Вновь учрежденной компанией, отвечающей за проектирование и строительство сооружения, стало ООО «СГМ-Мост».
Состояние строительства на январь 2018 года
На данный момент полностью завершилось сооружение пролетов, предназначенных под автомобильную дорогу. На Керченском мосту в ходу работы по обустройству участка между 5-ю опорами. Уже установлено более 1700 погонных метров ограждений и свыше 26 мачт освещения.
Перспективы использования и экономическая эффективность проекта
Предполагается, что сооружение моста позволит добиться следующих результатов:
- произойдет стимулирование экономического роста Крыма;
- поток российских туристов на полуостров увеличится на 4 миллиона человек и достигнет отметки в 10 миллионов;
- увеличится экспорт крымской сельхозпродукции (см. Пищевая промышленность России: проблемы и перспективы);
- произойдет стимулирование развития химической промышленности в регионе;
- произойдет снижение цен в связи с уменьшением транспортных издержек;
- создадутся более благоприятные условия для судостроительства и судоремонта в Крыму.
Влияние моста на окружающую среду
Для уменьшения воздействия строительного процесса на экологию проводятся следующие мероприятия:
- сооружаются кормушки, гнездовья для птиц на специальных участках;
- проводится пересадка редких растений из зоны строительства;
- увеличивается промысел осетровых рыб;
- отмечается увеличение популяции дельфинов в месте возведения моста.
Сам переход не оказывает негативного влияния в виде каких-либо выбросов. Основную опасность представляют сточные дождевые воды. Для их очистки в конструкции сооружения функционирует 20 ливневых станций с 7 ступенями очистки сточных вод.
Сроки завершения строительства и ввода в эксплуатацию
Известны приблизительные сроки, когда откроют Керченский мост для автомобилей. Предполагается, что это произойдет в декабре 2018 года. Планируется, что железнодорожный участок моста начнет эксплуатироваться с декабря 2019 года.