Как работает система телемедицины — пример СПбГПМУ

674
Как работает система телемедицины — пример СПбГПМУ
Фото: thearabhospital.com
Сергей Колесников
Сергей Колесников
Директор по развитию СПбГПМУ, заведующий центром телемедицинских технологий СПбГПМУ

Сергей Колесников, директор по развитию ФГБОУ ВО Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Минздрава России, рассказывает о том, как устроена система телемедицинских консультаций.

Мы работаем в федеральной телемедицинской системе под руководством Министерства Здравоохранения Российской Федерации и всероссийского центра медицины катастроф «Защита». Администрирует систему, подключает к ней и производит непосредственно организацию телемедицинских консультаций через закрытые каналы Федеральный ресурсный центр по информатизации и технологическому развитию. Защищенные каналы связи необходимы так как обсуждаются вопросы, связанные, в том числе, с защитой персональных данных пациентов. Обсуждаются диагнозы и дальнейшая тактика лечения больных.

Какие учреждения могут получить телемедицинскую консультацию

Федеральные национальные исследовательские центры подключены к системе телемедицины и консультируют медицинские учреждения субъектов Российской Федерации. В основном это ведущие учреждения областные, краевые, республиканские клинические больницы, межрайонные центры. То есть всех тех, кому необходимо получить консультацию ведущих специалистов для постановки или уточнения диагноза, для корректировки лечения и для определения дальнейшей тактики ведения пациента, в том числе и о госпитализации в федеральный центр.

Например, к СПбГПМУ прикреплено 3 федеральных округа: Северо-Западный, Уральский и Сибирский. В этих округах мы проводим консультации по профилю педиатрия, детская хирургия, и по акушерству и гинекологии, и по кардиологии, и по кардиохирургии. То есть практически по всем направлениям. То есть мы являемся помощниками, консультантами.

Все основное лечение осуществляется непосредственно в медицинской организации. Так как страна у нас большая, то необходимо дать возможность от Камчатки до Калининграда любой медицинской организации в которой находится пациент получить совет помощь от ведущих специалистов. Для этого и работает система телемедицинских консультаций.

Техническое обеспечение

С точки зрения технического обеспечения это происходит так: медицинская организация подает через телемедицинскую систему заявку. Они делятся на 3 вида: экстренные, плановые и неотложные в зависимости от того, как быстро необходимо получить консультацию по конкретному случаю. Определены временные промежутки которых мы должны придерживаться.

Экстренные консультации мы проводим в течении нескольких часов, неотложные в течение суток и плановые консультации в течение 5-ти дней. Мы консультируем как первичных пациентов, так и повторно. Например, мы дали консультацию, пациента пролечили, и коллеги хотят еще раз проконсультироваться после проведенного лечения и определить дальнейшую тактику лечения. Инициатива всегда идет снизу, из регионов.

Все медицинские организации должны подключится к федеральной телемедицинской системе. Если субъект небольшой, то система концентрируется на уровне областной или республиканской клинической больницы. Ведь телемедицинские консультации проводятся по сложным пациентам, тяжелым, с непонятным диагнозом. Обычно они уже находятся на лечении в медицинских учреждениях так называемого третьего уровня, в головных учреждениях субъектов. Вот все головные учреждения субъекта в обязательном порядке подключены к системе. Регионы бывают разные по площади, поэтому и количество медицинских организаций, подключенных к системе, разное.

Статистика проведения телемедицинских консультаций

За последний год мы наблюдаем рост количества телемедицинских консультаций в 2 — 2,5 раза. Это связано с тем, что регионы поняли, что это эффективно, приносит пользу и помогает с ведением пациентов. Они получили возможность быстро, без приглашения специалиста к себе, без транспортировки пациента в другой регион получить полный набор консультаций для ведения данного пациента. Плюс ко всему, такая система реально упрощает вопрос перегоспитализации.

Раньше это занимало длительное время, теперь проводится ТМК и сразу назначается дата госпитализации. Мы можем констатировать, что по педиатрии у нас порядка 35% заканчивается перегоспитализацией пациентов в нашу клинику. Бывают случаи когда и наши специалисты выезжают в регион. Например, если ребенок не транспортабельный или его нужно перевести силами специалистов с использованием санитарной авиации, то мы выезжаем в регион.

Консультация врач-врач

Но я хочу отметить, что мы проводим консультации только по схеме врач-врач. С пациентами мы консультации не проводим. Это не наш уровень. Такие консультации возможны в организациях первого уровня, то есть в поликлиниках, районных больницах. И такие консультации направлены только на сопровождение. То есть можно проконтролировать лечение пациента уже с поставленным диагнозом и назначенным лечением. Ведь при ТМК нельзя поставить диагноз и назначать лечение, потому что врач не видел пациента вживую. Необходимы лабораторные исследования, диагностические исследования, а для этого нужен очный контакт врача и пациента.

В регионал на уровне оказания медико-санитарной помощи активно используется дистанционный контроль ЭКГ, артериального давления пациентов. Показания в автоматическом режиме передаются в центр, который отслеживает состояние больного. Дистанционный мониторинг такой. Но это возможно только с теми пациентами, которых врач знает на протяжении какого-то времени и может правильно изменение его показателей.

Врач может выйти с пациентом на связь, спросить не появились ли какие- то дополнительные жалобы или симптомы, которые бы говорили врачу, о том, что лечение, которое получает пациент с хроническими заболеваниями эффективно, либо что -то нужно корректировать. Тогда врач может пригласит пациента на прием, на исследование на базе медицинской организации.

Это упрощает возможность контакта визуального между врачом и пациентом. Это снижает временные затраты как для врача, так и для пациента. Ему не нужно тратить время на ожидание, загружать поликлинику своим присутствием. Но нужно делать очень осторожно, потому нельзя пропустить каких- то критических ситуаций. И главное, не передавать функции врача машине или системе.

Проблемами медицинских учреждений при оказании телемедицинских услуг

Я не вижу каких-то серьезных проблем в системе. Возможностей у региональных медицинских организаций связаться с федеральным центром и получить телемедицинскую консультацию стало значительно больше.

Сейчас мы активно ездим по регионам и выясняем есть ли сложности в заявке на телемедицинскую консультацию. И пока никаких проблем не выявлено. Самое интересное, что в регионах очень активно развивается внутрирегиональные медицинские консультации. Особенно в отдаленных регионах. Мы были в Ханты-Мансийском автономном округе, там окружная детская клиническая больница очень активно проводит работу по телемедицинским консультациям медицинских организаций, которые находятся в субъекте. Наблюдают всех тяжелый пациентов, постоянно находится в контакте с медицинскими организациями первого, второго уровня.

1
Обсудить Содержание Поделиться